Эмоционально-волевые процессы и психическое состояние в деятельности студентов
достижение, качество, роль, ход, чувство
В эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоции, чувства студента обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, возбуждают к активности, в преодоление трудностей.
В науке хорошо изучены физиологические нарушения, возникающие в организме при эмоциях и чувствах (изменение в работе сердца, дыхания, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (на восприятие, внимание, память, мышление и др. . Эмоции и чувства ярко проявляются и играют важную роль в деятельности студента, особенно в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.д.). Переживания тех или иных эмоций и чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов студентов в обучении характерны: большая интенсивность (особенно интеллектуальных чувств), разнообразие, переходы от одних к другим, ускорения формирования высших чувств. В широком спектре эмоций и чувств студента особое значение для эффективности его деятельности имеет чувство ответственности за свою успешность, чувство нового и др. В деятельности студента не исключен и эмоциональный стресс — напряжение в сложных ситуациях. Он вызывается оценочной ситуацией (экзамен), необычными условиями, повышением ответственности, большими умственными и волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть усталость, напряжение сил. Например, изучение эмоциональных состояний, связанных с экзаменом, показывает, что они разносторонни и динамичны. В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за исключением изменения цвета лица, некоторой тревоги. В основном после экзаменов активность спадает, хотя эмоциональное напряжение остается высокой. В зависимости от уровня притягань, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студенты чувствуют радость, облегчение, слабость, или же наоборот, пустоту, недовольство и т.д.
Первый экзамен — особенно в деятельности студента. Наличие незнакомой ранее ситуации ведет нередко на первом экзамене в экзаменационного стресса негативного характера. Состояние стресса, возникающего, имеет известную целеустремленность и защитное значение, так как оно мобилизует ресурсы нервной системы и организма, может ускорять психические процессы.
Вместе с тем стресс может ухудшить восприятие, внимание, память, мышление, точность движения, у студентов в процессе деятельности эмоции и чувства выступают в роли регулятора, усиливают и возбуждают психологическую активность, они влияют (положительно и отрицательно) на восприятие и переработку информации, на направленность внимания и действий. Выполнение учебных, общественных и других задач деятельности требует определения цели, принятие решения, преодоления трудностей, мобилизация сил, управления собой, т.е. выявление воли. Поэтому высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим поведением является важной психологической предпосылкой успешной деятельности студента. На экзамене, зачете, во время выступления на семинаре студенту необходимо мобилизовать интеллектуальные возможности, в полной мере использовать свои знания, опыт обучения в вузе. Вместе с тем студенту надо работать, чтобы овладеть учебным материалом и справиться с общественным поручением.
Уровень развития воли у студентов может быть разным. Это зависит вол мотивов их поведения, опыта, привычек и переконувань. Одному студенту присутствуют упорство в достижении цели, другому — противоречие в поведении, лишняя зависимость от обстоятельств. Недостатки воли могут быть причиной нарушения учебной дисциплины, неправильного использования студентом знаний, снижение его интеллектуальных способностей на экзамене, зачете.
Психические состояния студента — это временные целостные состояния его психики, влияющие на протекание психических процессов и выявление свойств личности. Психические состояния, закрепляясь в деятельности, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение студента зависит от его психического состояния, в зависимости от которого, в свою очередь, протекают психические процессы и строятся практические действия. По доминирующему влиянию на деятельность психические состояния можно разбить на две группы:
Положительные Отрицательные
уверенность;
бодрость;
подъем;
собранность;
готовность к активным действиям неуверенность;
угнетения;
сомнения;
рассеянность;
раздражительность.
Психические состояния (положительные или отрицательные) влияют на ход и достижение результатов деятельности студентов, на их успеваемость, качество знаний, навыков, умений, на формирование профессионально важных качеств личности и т.д. Максимальная производительность умственной работы возможна только при наличии душевной психического равновесия и спокийности. Большое влияние на психическое состояние студентов делают успехи в учебе, такт преподавателя, его доброжелательность, уважение их достоинства. Взаимоотношение, социально-психологическая атмосфера в коллективе всегда влияют на психическое состояние студента. Особенность состояния зависит прежде всего от психических свойств личности, мотивации и типа нервной системы.
Страницы: 1 2