Rushguide .RU

 

Записи на тему роль

Этические проблемы

, , , ,

Этические проблемы возникают в связи с тем, что биотехнологии, в принципе, не имеют границ, — для решения исследовательских задач возможны любые манипуляции. Например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень близок к генома человека. В генетике сейчас возникает следующий вопрос — можно погружать гены свиньи в человека. В этом контексте возникает вопрос, что такое человек в биологическом смысле, отличается ли она от животных лишь количеством генов? Понятно, что нет. Как мы знаем, много факторов в жизни происходит хаотическим образом. Перемещая гены, человек не может быть уверенной, что контролирует изменения.

Нельзя относиться к генной инженерии как к конструктору ЛЕГО. Только человек может действовать на основе истинного выбора, принимать решения, изменять их, планировать создание объектов и новых ситуаций, совершенствовать себя и осуществлять свои желания, строить свое будущее и представлять себе задачи и возможности их выполнения. В то же время. человек вынужден признать свою кинечнисть — в познании, владении обстоятельствами и достижении целей, а также в способности предвидеть: она подчинена времени и его изменениям. Поэтому «действия человека неотделимы от риска». В этой ситуации возникает мистический вопрос: «Кто будет отвечать за последствия?»

Идеалы и типы научной рациональности

, , , ,

Последние три и последующие два года большинство преподавателей кафедры философии и методологии науки работают над научной темой «Рациональность в философии, науке, философии науки на рубеже тысячелетий». При этом мы не ставили целью сопоставлять рациональное и иррациональное, научное и ненаучное. Ту мысль, что рациональное не тождественны научном, была неоднократно сформулирована и обстояно с разных сторон за последние двадцать лет. Так, со времен Куна и Фейерабенда не вызывает сомнения наличие иррациональных моментов в науке, как и в любой другой области человеческой деятельности. Наши российские коллеги осветили другую сторону дела, рассмотрев различные исторические типы рациональности, которые не всегда являются чисто научными, и рациональность вненаучного.

Мы же сосредоточимся на собственно научной рациональности, а учитывая то, что мы являемся свидетелями глобальной научной революции, связанной со становлением нелинейного естествознания в частности и постнеклассической науки вообще, на изменениях в научной рациональности, которые вызвала эта революция.

Профориентационная работа учителей-предметников

, , , ,

Профориентационная работа учителей-предметников в условиях профильного обучения

В процессе реформирования школьного образования, а именно переход от общеобразовательных школ в профильные, дает возможность учащимся выбрать профиль родственный к их интересов, склонностей, способностей, а это в свою очередь обеспечивает более осознанный выбор профессии в недалеком будущем. Исходя из этой возможности профориентационная работа школы направлена на помощь ученикам в верном выборе профиля. Ученику который определился с направлением профилизации: общественно-гуманитарный, естественно-научное, художественно-эстетический, физико-математический, гораздо легче ознакомиться с будущей профессией, изучая углубленно курсы по выбору, профильные дисциплины и т.д.

Экологическая этика и очертания природопользования будущего

, , , ,

С каждым годом человечество убеждается, что будущее не может быть таким свободным в своем природопользовании. Известный американский екофилософ и социальный эколог Мюррей Букчин считает, «Рано или поздно рыночная экономика, законами жизни которой является конкуренция и накопления, система, основным постулатом которой является» расти или умри "- с жизненной необходимости вынуждена будет разорвать нашу планету на куски, отбросив все морально-этические и культурные факторы "(164). Нельзя не согласиться с уважаемым автором. Однако, чтобы этого не произошло, человечеству придется выработать реальную, действующую противовес, что сдерживает негативные последствия рыночной экономики.

Естественно, человеческая жизнь, как и существования человеческой цивилизации, невозможно без уничтожения отдельных природных объектов, гибели животных и растений, без потребления природных благ. Поэтому так важна роль экологической этики, которая будет выполнять в природопользовании жизненно важную функцию, сосредотачивая внимание на моральных обязанностях и настаивая на надлежащем моральном обосновании, даже если права природы в конечном итоге могут иногда нарушаться. Прежде всего мы должны согласиться с наличием у природы притязаний к человеку, которые вполне аналогичны человеческих. Отсюда природопользователей должны воспитываться в уважении к жизни в любой форме, в уважении к дикой природы, экологических, эволюционных процессов. С позиции экологической этики можно говорить, хотя бы в первом приближении, о наступниконтуры будущего «екоетичного» природопользования.