Этические проблемы
вид, решение, роль, событие, человечество
Этические проблемы возникают в связи с тем, что биотехнологии, в принципе, не имеют границ, — для решения исследовательских задач возможны любые манипуляции. Например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень близок к генома человека. В генетике сейчас возникает следующий вопрос — можно погружать гены свиньи в человека. В этом контексте возникает вопрос, что такое человек в биологическом смысле, отличается ли она от животных лишь количеством генов? Понятно, что нет. Как мы знаем, много факторов в жизни происходит хаотическим образом. Перемещая гены, человек не может быть уверенной, что контролирует изменения.
Нельзя относиться к генной инженерии как к конструктору ЛЕГО. Только человек может действовать на основе истинного выбора, принимать решения, изменять их, планировать создание объектов и новых ситуаций, совершенствовать себя и осуществлять свои желания, строить свое будущее и представлять себе задачи и возможности их выполнения. В то же время. человек вынужден признать свою кинечнисть — в познании, владении обстоятельствами и достижении целей, а также в способности предвидеть: она подчинена времени и его изменениям. Поэтому «действия человека неотделимы от риска». В этой ситуации возникает мистический вопрос: «Кто будет отвечать за последствия?»
Когда 5 июля 1996 года в Рослинському институте вблизи шотландской столицы Эдинбурга родился ягненок Судьбы. клонированный из клетки взрослого животного профессором Ганом Вилмутом и его коллегами, это выдающееся научно-биологическое достижения вызвало общественный резонанс. В определенном смысле состоялся этический деление общества во взглядах на будущую перспективу. Некоторые граждане считали, что человечество стоит на пороге быстрого эволюционирования, другие — что человеку это не нужно и он хочет запишатися такой, какой есть. иметь право на свою уникальность, ибо это закон, возможно, последняя человеческая свобода. Независимо от своего генетического состава, каждый человек является личностью. Таким образом, новейшие достижения задают вопрос: «Что такое человек?» в новой — биоэтические — плоскости.
Понятно, что биотехнологическое представление о человеке как простой результат генетических образований, материальный, является очень упрощенным и игнорирует человеческую социальность. Такой редукционистський подход может иметь ужасные последствия. Помним. к чему привело такое отношение к человеку (как к материалу) во времена германского фашизма и советского коммунизма — репрессии. ГУЛАГ. Негативный общественный опыт, вызванный использованием научных исследовательских технологий в антигуманннх целях, стимулирует к сегодняшних юридических действий.
Неудивительно, что после того. как была клонированная овца Судьбы. Британское правительство запретило репродуктивное клонирование, опираясь на аргументацию положения о риске изменения генетической человеческого общества, вследствие чего человек может потерять свою сущность. «Клонирование людей остается» с точки зрения официального Лондона (как и других столиц большой восьмерки, в т.ч. Москвы), за пределами научной и бытовой этики ".
Исследуя этические проблемы современной науки, известный западный методолог науки Е. Агацци подчеркивает: «Проблема последствий уже была знакома традиционной этике Действие считалась морально запрещена, если она имеет предполагаемое негативное последствие — в соотношении с принципом, что следует не только не стремиться запретного, но и обязательно его избегать.
Таким образом, от действий, которые несут за собой предсказуемые негативные последствия, необходимо отказаться Это очевидно. Серьезная проблема возникает в тех случаях, когда действие как таковая не является нравственно индифферентной, имеет позитивную цель (возможно, в высшей степени позитивную, совпадающая с обязанностью), и вместе с тем — предполагаемые негативные последствия». Но тот же Британское правительство дало свое согласие на клонирование в медицинских целях, терапевтическое клонирование.
Хотя парламент еще должен проголосовать за новые законы, важно, что правительство поддержало группу ученых во главе с главным медицинским экспертом страны д-р Лайемом Доналдсон. которая пришла к выводу, что будущая научная отдача от таких экспериментов намного превосходит все моральные споры. Ожидается, что в дальнейшем такое разрешение дадут также и в Соединенных Штатах.
Признаком значительное внимание научного сообщества и философов к проблемам биоэтики является проведенный в сентябре 2000 г. в Киеве украинский-британский симпозиум по биоэтике. Кроме обозначенных выше проблем, на симпозиуме европейские ученые ставили вопрос о положении, которое сложилось почти во всем мировом сообществе, особенно на Западе. Речь идет о том. что общественные идеологии Запада уделяют очень много внимания отдельному лицу. Внимание всегда сосредотачиваются на развитии человека как личности, совершенствовании ее качеств и интеллекта, на личных проблемах конкретного человека.