Rushguide .RU

 

Идеалы и типы научной рациональности

, , , ,

Последние три и последующие два года большинство преподавателей кафедры философии и методологии науки работают над научной темой «Рациональность в философии, науке, философии науки на рубеже тысячелетий». При этом мы не ставили целью сопоставлять рациональное и иррациональное, научное и ненаучное. Ту мысль, что рациональное не тождественны научном, была неоднократно сформулирована и обстояно с разных сторон за последние двадцать лет. Так, со времен Куна и Фейерабенда не вызывает сомнения наличие иррациональных моментов в науке, как и в любой другой области человеческой деятельности. Наши российские коллеги осветили другую сторону дела, рассмотрев различные исторические типы рациональности, которые не всегда являются чисто научными, и рациональность вненаучного.

Мы же сосредоточимся на собственно научной рациональности, а учитывая то, что мы являемся свидетелями глобальной научной революции, связанной со становлением нелинейного естествознания в частности и постнеклассической науки вообще, на изменениях в научной рациональности, которые вызвала эта революция.



Осознание разнообразия в способах существования научной рациональности, что сопровождало философское осмысление научных революций ХХ века, в современной философии науки основывается на понятиях идеалов и типов рациональности. Классический и неклассический идеалы рациональности рассматривает в 1984 году Мераб Мамардашвили и включает в это рассмотрение философию, психологию и физику. Американский философ Хилари Патнэм констатирует в 1987 году принципиальные трудности с кдасичним идеалом безличного знания, анализируя ситуации в квантовой механике и в современной логике. Вячеслав Степин в 1989 году формулирует признаки классического, неклассического и постнеклассической типов рациональности, которые имели место на соответствующих этапах развития науки. Цель этого сообщения сопоставить вышеуказанные подходы к выражению специфики современной научной рациональности с тем, чтобы попытаться совместить их возможности в анализе философских основ нелинейного естествознания.

Прежде всего хотелось бы отметить, что идеал классической рациональности випрацьовувався, согласно Мамардашвили, во времена классической науки и его естественно сопоставлять с классическим типом научной рациональности за Степиным. При этом в глаза бросается некоторое противоречие, которое является мнимой, что будет показано ниже.

Дело в том, что соотношение субъекта и объекта познания мыслятся в классическом типе рациональности таким образом, что субъект должен быть елиминованим, вынесенным за скобки, для обеспечения объективности познания. В свое время это классическое понимание позиции субъекта удачно выразил известный физик Л. Бриллюэна: «От того, что я только посмотрю, ничего не изменится». Стойкие макроскопические тела, которые являются предметом классической физики, отвечают этой установке. Менять ее приходится, когда речь идет о микрооб объекты, которые выступают предметом квантовой механики и «посмотреть» на которые, т.е. подвергнуть воздействию электромагнитного излучения, означает изменить те выходные характеристики положения или импульса, которые и должны были быть вымеренными.

Здесь в действие вступает неклассический тип рациональности, который предусматривает обеспечение объективности познания благодаря учету средств деятельности субъекта. Принцип доповняльности Н. Бора, который должен урегулировать действия ученого с учетом принципа неопределенности Гейзенберга по некомутуючих величин, академик В. А. Фок переформулировал в принцип относительности к средствам наблюдения. Он подчеркивал, что этот принцип является обобщением принципа относительности механического движения до систем отсчета, который действовал в классической и релятивистской механике. Таким образом было осознано, что определенное учета активности субъекта имело место и во времена классического типа рациональности.

Постнеклассической тип рациональности продолжает ограничивать действие классического типа рациональности, поскольку определяет, что среди макроскопических объектов, которые раньше все считались предметом классической физики, такими являются только интегрируемых системы. Неинтегровни системы, динамика которых является нелинейной, в определенных областях своего существования (около особых точек, точек ветвления, в простейшем случае точек бифуркации) являются чрезвычайно чувствительными к внешним воздействиям, принципиально открытыми. Наблюдения таких систем, хотя и немикроскопичних, также влияет на получаемые результаты необратимым образом. Однако для обеспечения объективности познания здесь не может хватить лишь учета средств наблюдения.

Общих установок действия субъекта при изучении таких систем еще не существует, неизвестно даже, могут ли они существовать, поскольку очень слабого случайного влияния достаточно, чтобы определить выбор системой альтернативного способа поведения, а в дальнейшем последствия этого выбора усиливаются нелинейностью. Степин отмечает дополнительное осложнение, которое нужно учитывать, когда речь идет о таких типичные объекты нелинейной науки, как живые системы, социальные системы, экологические системы, которые могут включать в себя и человека. Объективное познание этих систем предусматривает учет ценностных установок субъекта, ведь вряд ли можно адекватно относиться к Вивичення биосферы при условии, например, деления живых существ на полезных и вредных.

Что касается соотношения классического идеала рациональности с определенными типами рациональности, то важно определить, прежде всего связь классического идеала рациональности именно с классическим типом рациональности. Тогда понятными будут условия, при которых идеал рациональности должна быть измененным. Иначе неизбежны ситуации, когда несоответствие плодотворной научной теории неадекватном идеала рациональности порождает вопрос о ее полноту. Именно такая ситуация имела место под часдискусии Бора и Эйнштейна о полноте квантовой механики, известная также как проблема скрытых параметров. На сегодня, благодаря формулировке теоремы Белла и ее экспериментальной проверке, вопрос о полноте квантовой механики является решенным, в отличие от проблемы формирования неклассического идеала рациональности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Комметирование закрыто.