Rushguide .RU

 

Записи на тему способности

Идеалы и типы научной рациональности

, , , ,

Последние три и последующие два года большинство преподавателей кафедры философии и методологии науки работают над научной темой «Рациональность в философии, науке, философии науки на рубеже тысячелетий». При этом мы не ставили целью сопоставлять рациональное и иррациональное, научное и ненаучное. Ту мысль, что рациональное не тождественны научном, была неоднократно сформулирована и обстояно с разных сторон за последние двадцать лет. Так, со времен Куна и Фейерабенда не вызывает сомнения наличие иррациональных моментов в науке, как и в любой другой области человеческой деятельности. Наши российские коллеги осветили другую сторону дела, рассмотрев различные исторические типы рациональности, которые не всегда являются чисто научными, и рациональность вненаучного.

Мы же сосредоточимся на собственно научной рациональности, а учитывая то, что мы являемся свидетелями глобальной научной революции, связанной со становлением нелинейного естествознания в частности и постнеклассической науки вообще, на изменениях в научной рациональности, которые вызвала эта революция.

Профориентационная работа учителей-предметников

, , , ,

Профориентационная работа учителей-предметников в условиях профильного обучения

В процессе реформирования школьного образования, а именно переход от общеобразовательных школ в профильные, дает возможность учащимся выбрать профиль родственный к их интересов, склонностей, способностей, а это в свою очередь обеспечивает более осознанный выбор профессии в недалеком будущем. Исходя из этой возможности профориентационная работа школы направлена на помощь ученикам в верном выборе профиля. Ученику который определился с направлением профилизации: общественно-гуманитарный, естественно-научное, художественно-эстетический, физико-математический, гораздо легче ознакомиться с будущей профессией, изучая углубленно курсы по выбору, профильные дисциплины и т.д.

Понятие о личности в психологии

, , , ,

На сегодня существует 48 относительно самостоятельных теорий личности (по Р. С. Немов), и, соответственно, понимания того, каким образом происходит ее развитие. Условно среди теорий личности могут быть выделены психодинамические, социодинамични, интеракциониськи, экспериментальные, и не экспериментальные, структурные и динамические. Толкование самого понятия «личность» отличается разнообразием и приобретает не только научного, но и метафорического характера.

В Пьера Жане, например, встречаем определения личности как «работы», направленной на целостность и дифференцированность «То, что мы называем личностью, соотносится с группой общих понятий, таких как целостность, индивидуальность, дифференцированность», ... «совокупность операций, больших или малых действий, которые служат индивиду для конструирования, поддержки и совершенствования единства и дифференцированности в отношении и физического и социального мира», причем целостность в Жане рассматривается, скорее как определенный идеал, чем как исходный пункт развития.

Кризис индентичности и особенности ее проявления в студенческом возрасте

, , , ,

Кризисным моментом студенческого возраста, по мнению К. Юнга, является столкновение юношу с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано с очень большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — это не только счастье и удовольствие, начинается распад ее детской веры и оптимизма. Но нередко юноши довольно долго продолжают цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет само собой и в соответствии с желаниями.

Несколько иные акценты в рассмотрении кризисных точек развития молодого человека делает Б. Ливехуд. Поскольку студент уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в нем участвует, для него особенно остро стоят вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу? »- Вот важнейшие вопросы, которые решаются в этом возрасте. В период студенчества нужно научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои ошибки, если только готов учиться на них. Если же человек не ставила перед собой главных вопросов в студенческие годы и не нашла на них ответов, то она подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и ее самооценка основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру.

12>