Одна из важнейших методологических проблем
данные, деятельность, интерес, люди, правила
Одной из важнейших методологических проблем научного познания является проблема соотношения разных уровней в процессе познания. Возникновение знания, как известно, всегда связано с практической деятельностью человека. В процессе этой деятельности человек постоянно сталкивается с новыми свойствами и связями вещей и человеческих отношений. Она всегда стремится познать эти свойства, связи и отношения для того, чтобы использовать данные знания для дальнейшего совершенствования практической деятельности. Но непосредственно в процессе практической деятельности человек может познать лишь внешние стороны обнаруженных свойств, связей и отношений. Сущность же их может быть раскрыта и познана только на более высоком научном уровне познания.
Однако, при всех обстоятельствах практическая деятельность людей всегда выступает как основа пред-знания, поскольку вне этой деятельностью невозможно найти никаких новых явлений, их свойств и связей. Зависимость познания от практической деятельности людей бывает разной. В одних случаях познание непосредственно связано с практической деятельностью и переплетается с ней.