Rushguide .RU

 

Пути формирования профессиональной направленности студента

, , , ,

1

На протяжении обучения в высшей школе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, т.е. стремление применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь работой в области своей профессии.

Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее восприятие целей и задач профессиональной деятельности. Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (или неустойчивостью), преобладанием общественных или вузькоособистих мотивам. Формировать профессиональную направленность у студентов — это значит укреплять у них позитивное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания высшей школы, развивать идеалы, взгляды, убеждения.



Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с будущей профессией, появляется стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, желание показать себя умелым специалистом и достичь успеха в работе, растут притязания успешно решать сложные учебные вопрос задачи, усиливается чувство ответственности.

В высшей школе воспитание интереса и любви к выбранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления о общественное значение и содержание работы в будущей сфере деятельности, о закономерностях ее развития. Обычно происходит это следующим образом:

— формирование у каждого студента уверенности в своей профессиональной пригодности, а также сознательного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза;
— выработка стремление следить за всем прогрессивным в деятельности ведущих специалистов;
— умение направлять все самовоспитания в пользу работе, постоянно пополняя свои знания.

Исследования (А. Леонтьев, Л. Божович и др.) доказывают, что без достаточно позитивной мотивации невозможно достичь результатов в развитии личности во время обучения в высшей школе. В. Кутеева называет такие положительные мотивы познавательной деятельности: чувство долга, осознание значимости овладения профессией, интерес к учебе и отдельных наук, чувство удовольствия от познания нового материала, решения сложных задач. На мотивацию также влияет содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, отношения в студенческом коллективе, соревнования, достигнутые результаты.

Высшая школа должна также осуществлять психологическую подготовку человека к профессиональной деятельности, которая, по мнению М. Нечаева и Г. Резницкой, заключается прежде всего в развитии у студента определенных форм психической деятельности, которые позволят ему в дальнейшем успешного решать профессиональные задачи.

Среди профессиональных способностей, которыми должен овладеть студент в течение обучения в высшей школе, не наиболее важная, на взгляд С. Смирнова, способность учиться, кардинальным образом влияет на его профессиональное становление, так как определяет его возможности в послевузовского непрерывном образовании. Научиться учиться на сегодня важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые быстро становятся устаревшими.
Особенно активно в период обучения в высшей школе идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, которые являются компонентами его будущей профессии. Поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами, в частности, в процессе выполнения ими курсовых и дипломных проектов, прохождения практик и т.д.

В высшей школе нужно развивать самостоятельные (заметим, что результатом самостоятельной работы является не просто некая сумма знаний, умений и навыков, а самостоятельность как черта личности), активные и творческие формы учебной работы. В высшей школе для этого гораздо больше возможностей, чем в средней, но их надо использовать полностью. Это и творческое участие в семинарах, непосредственное участие в работе лабораторий, участие в конкурсах студенческих работ и т.п.

А. Леонтьев характеризовал развитие личности в студенческие годы с точки зрения отношения к профессии так: "юный студент приходит в вуз, считая, что избранная им по тем или иным мотивам будущая дело является желательна для него; если по окончании вуза у него будет ощущение, что и он нужен этому делу, она стала для него своей, то это и будет свидетельствовать о его психологическую личностную зрелость как специалиста [7; 241]".

Комметирование закрыто.