Реконструктивная рефлексия и когнитивизм
Учитывая указанную критику, таким представителями аналитической философии науки как Г. Патнем и Н. Гудмен, на основании идеи изменения рациональной реконструкции на рефлексию реконструкций, удалось построить концепцию возможности определения научной истины как рационального обоснования приемлемости нововведенных суждений.
Однако их исследования, связывая концепцию рационального обоснования приемлемости суждений на основе реконструктивной рефлексии с процессом изменения объективированное смыслов основополагающих понятий, не вышло за пределы упрощенной линейной модели простого когнитивного слидування: непонимание — понимание — новое непонимание. Но несмотря на этот недостаток исследования (освещены в работах А. Пуанкаре, К. Поппера, У. Квайна, Дж.Агасси, Т. Куна, Ст.Тулмина и дополнены студиями И. Лакатоша и Г. Патнема), дающие возможность построить обоснование определение особенностей методологической рефлексии над системами научного знания, поскольку содержательно отличают гносеологические от методологического и формально-логического, позволяют считать рефлексию над реконструктивно выявленными изменениями в основоположеннях науки нужной и плодотворной концептуальной основанием для решения указанной проблемы.
Другими словами, речь идет об идее замены рациональной реконструкции (И. Лакатоша) на рефлексию реконструкций (Н. Гудмен, Г. Патнем), исследование процесса формирования систем научного знания как результата целенаправленной интеллектуальной деятельности с системами знания.
В данном случае важное значение имеют исследования, адекватно учитывают содержание понятия «отношение», обосновывают особенности методологической рефлексии над системами научного знания, которые определяют относительную и содержательную видминисть гносеологического, методологического и формально-логического подходов.
Указанное позволяет говорить о возможности применения концепции реконструктивной рефлексии основоположений системы знания, которая призвана выявлять, что методы и методология как элементы системы знаний, не вступая в противоречие с теорией определения условий истинности, в зависимости от осознанной проблемы по отношению к другой системы могут становиться источником определенного типа соизмеримых основоположений: эпистемологических; онтологических; методологических.
Опыт применения в исследованиях философии науки концепции реконструктивной рефлексии основоположений сложных систем знания позволил прийти к ряду выводов.
Традиционная когнитивно ориентированная концепция, которая сопоставляет структуру процесса мышления с процессами практической деятельности человека, отождествляет предмет мысли с предметом практической деятельности, ограничивает исследования анализом процесса применения определенного метода. В рамках такого подхода становится вполне приемлемой точка зрения, которая признает, что «Мышление (в широком понимании) — это процесс манипулирования (оперирования) внутренними репрезентации (перцептивных и символическими), который происходит в рамках краткосрочной памяти (с привлечением ресурсов долгосрочной памяти) и приводит к возникновению новых представлений репрезентаций, позволяющие решать определенную проблему». Данное отождествление является основоположением, которое побуждает к признанию тезиса о несумирнисть систем научного знания: «методологический анархизм», «неопрагматизм.