Экологическая этика против экономики
Мы учили наших детей, гирь каждое живое существо живет для того, чтобы быть превращенным в деньги, и то, что не будет давать прибыли, должно быть истреблены, чтобы открыть дорогу для животных, приносящих прибыль.
Хью Нибл, американский профессор истории и религии
Потому что любовь к деньгам является корнем всего зла …
Св. Павел
Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Эту поговорку часто вспоминаешь, когда наблюдаешь за потугами некоторых экономистов и природоохоронникив подсчитать цену биоразнообразия, дикой природы, заповедников и других охранных природных территорий. Они считают возможным вычислить такую экономически высокую ценность биоразнообразия, что их расчеты сразу заставят местные власти улучшить охрану природы.
К сожалению, практика свидетельствует о другом. Охрана природы никогда не может стать экономически выгодной по эксплуатации природы (а значит, за разрушение). Тсс как продажа табака. Курить вредно: все это знают, но курят или продают этот яд. Потому что табачный бизнес экономически выгоден. Бороться с этим злом можно только с помощью морали, а не экономически.
С каждым годом человечество убеждается, что будущее не может быть таким свободным в своем природопользовании. Известный американский екофилософ и социальный эколог Мюррей Букчин считает, «Рано или поздно рыночная экономика, законами жизни которой является конкуренция и накопления, система, основным постулатом которой является» расти или умри «- с жизненной необходимости вынуждена будет разорвать нашу планету на куски, отбросив все морально-этические и культурные факторы «(164). Нельзя не согласиться с уважаемым автором. Однако, чтобы этого не произошло, человечеству придется выработать реальную, действующую противовес, что сдерживает негативные последствия рыночной экономики.
Особи тысяч видов охраняют свою природную территорию ради удовлетворения своих потребностей, и только человек, единственный вид, охраняет ее не только ради своих потребностей, но и потребностей других видов.
Общие принципы отношения к природе и правила справедливого разрешения конфликтных ситуаций.