Ценности формируются в результате осознания
Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотношении их с предметами окружающего мира или в результате отношение, которое реализуется в акте оценки. Система ценностей социального субъекта могут составлять сущностно-житейские представления о добре и зле, счастье, цели и сущности жизни и универсальные:
1) гостиной (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, правопорядок);
2) общественного определения (трудолюбие, социальный статус и др.);
3) межличностного определения (честность, альтруизм, доброжелательность);
4) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);
5) партикулярные (принадлежность к малой родине, семье);
6) трансцендентные (вера в Бога, стремление к абсолюту) ценности.
Базовые ценности — стремление к истине, творчества, красоты, ориентация на добро, соучастие, честь и достоинство — конкретизируются и выступают основой выбора целей и условий общезначимых деятельности. Они составляют ядро общечеловеческих ценностей.