Rushguide .RU

 

Все статьи Апрель 2009

Индивидуальные стили деятельности

Индивидуальные стили деятельностиВ советской психологии наибольшее распространение получили исследования индивидуального стиля деятельности. Это объясняется деятельностного подхода в советской психологической науке, основателем которого был А. Н. Леонтьев. Поэтому не случайно, что в конце 60-х гг В качестве предмета исследования стилевой характеристики было понятие «индивидуального стиля деятельности». Понятие «индивидуальный стиль деятельности» ввел известный советский психолог Е. А. Климов.

Индивидуальный стиль деятельности — это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, которые формируются и проявляются в ее деятельности.

Исследование индивидуального стиля деятельности составило целую научную течение, основателем и теоретиком которой стал В. С. Мерлин. Размышляя над природой стиля как личностного конструкта, ученый пришел к открытию очень важных закономерностей, имеющих отношение ко всем стилевых характеристик. Первый из этих аспектов связан с понятием зоны неопределенности, как условия формирования стиля. По мнению ученого выполнения любой деятельности человеком оставляет ей возможность проявить собственную индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств для их достижения и реализации самой деятельности. Поэтому «стиль возникает там, где есть свобода самовыражения».

Пятая основание для классификации

Пятая основание для классификацииПятая основание для классификации — особенности построения классификации на ее основе выделяется когнитивный стиль «обобщенность категорий» с параметрами — «глобальное-специфическое.

Понятие «глобальное-специфическое» было введено Р. Гарднером, известный американский психолог. Обобщенность категорий отражает детальность катетеризации и описывается как широкий или узкий «диапазон эквивалентности». Индивиды характеризуются спектром эквивалентности, если разделяют знакомые объекты на большее число групп малого объема, соответственно индивиды характеризуются широким спектром эквивалентности, если создают меньшее количество групп большего объема.

Преимущество большей или меньшей обобщенности категорий наблюдается в понимании значений слов и в оперировании понятиями, в феномене константности формы, величины и освещенности, а также в способности отличать людей друг от друга в процессе восприятия и дифференцированно оценивать их.

Шестая основание для классификации — концептуализация, которая описывается параметрами «абстрактность-конкретность». Рассматривается как равные концептуальной дифференциации.

Когнитивный направление изучения стилевых феноменов

Когнитивный направление изучения стилевых феноменовИстории психологии известно четыре направления изучения стилевых феноменов: «когнитивные стили, стили лидерства и руководства, индивидуальные стили деятельности, стиля жизни …» Предпосылками изучения стилевых феноменов стали представления А. Адлера, основателя индивидуальной психологии Именно его считают основоположником одного из направлений изучения — когнитивных стилей.

Понятие «стиль» было использовано А. Адлером для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности.

Индивидуальные деформации в организме и психике, а также дефекты социальных взаимоотношений ребенка в семье и вне ее создают условия для постоянного возникновения угрозы заниженной или негативной социальной оценки.

Поэтому с раннего детства создается особая индивидуальная стратегия и тактика поведения, с помощью которой человек защищается от осознания свои неполноценности и пытается добиться доминирования. А. Адлер обращается к понятию стиль как к «характеристики системы целей, которые ставит перед собой человек, защищая свою социальную полноценность».

Стиль жизни индивид не создает, но стиль формируется, благодаря свойствам организма и социальным условиям.

Начиная с Г. Олпорт, понятие «стиль» применяется для решения совершенно иной проблемы, для объяснения единого личностного источника багатообразности функциональных психических проявлений.

Проблема индивидуального стиля

Проблема индивидуального стиляПроблема индивидуального стиля всегда вызывала повышенный интерес и дискуссии среди психологов. Актуально рассматривать содержание психологического понятие «индивидуальный стиль» в связи с активизацией процесса обучения. Проблема организации эффективного процесса обучения рассматривается не только как оптимизация педагогического процесса, но и с целью изучения формирования личности и психологического развития.
Важно знать не только, которыми индивидуально-психологическими особенностями опосредуется выбор того или иного пути взаимодействия с предметным или коммуникативным средой, чему учить и как учить, но и то, какие стратегии и тактики используют субъекты в процессе усвоения знаний.

Изучение особенностей организации процесса познания тесно связано с выявлением и исследованием путей приема и переработки информации человеком. Совокупность путей работы с информацией в психологии принято называть термином «когнитивный стиль». Проявляясь в познавательной деятельности когнитивно-стилевого создание (когнитивного стиля), пути организации работы с информацией, которым субъект предпочитает, позволяют говорить об эффективном или неэффективное решение ним познавательных задач, с точки зрения конечного результата.

Вопрос об эффективности в данных условиях конкретных стратегий, более свойственных отдельным субъектам, тесно связана с проблемами оптимальной организации тех или иных видов учебной, профессиональной деятельности для людей с разными психологическими свойствами.

1 2 3 4 5 6 7