Аннотация
В руководстве освещены основные исторические этапы развития науки и техники, их идейного содержания от времен зарождения систематического научного познания к концу ХVиии в. Наиболее существенные сдвиги в истории идейного развития фундаментальных естественных наук (астрономии, физики, химии, биологии, географии, геологии), математики и медицины подаются в сравнении, связи между собой и с определяющими для каждой эпохи отраслям гуманитарного знания — историографии, филологии, психологии и обществоведения.
Авторы стремятся помочь научной молодежи овладеть интелектуальна богатство, скрытое толщами времени и хранимой в сегодняшней развития научных знаний, наук как его корни, предпосылки, традиции и достояние. Учитывая это, конкретный историко-научный материал в данном пособии дополнен материалами историографии и философии науки, который помогает осознавать внутренние тенденции, закономерности развития научных знаний, дает возможность читателю не только фиксуваты, что сделано в науке, но и осмысливать, почему именно здиснювались одни тенденции познания и оставались неосуществление другие, почему именно научные и философы прошлого акцентировали внимание на определенных проблемах и задачах.
Фундаментальные исследования киевской школы философии биологии в 60-80 годы были предтавлены работами Костюк Н.Т., Депенчук Н.П., Киселев Н.А., Крисаченко В.С., Пикашова Т.Д., Сидоренко М.М., Приймак О.Г., Сидоренко Л.И., Огородник И.В. и др., в которых сделаны весомые гносеологические и методологические обобщения, является основой для более широкого подхода — биофилософии. Концептуальное обоснование последней реализуется в подготовке Институтом философии РАН серии книг под общим названием:»Философский анализ основ биологии».
Постнеклассической науки, утверждающий познания природы на новой основе, в биологии проявляется в интересных и сложных феноменах. Одним из важнейших является развитие биофилософии. Становление биофилософии стало возможным прежде всего благодаря выходу биологии на надорганизмовий уровень структурной организации живых систем, необходимость развития методологии исследования жизни как целостности.
Конец ХХ — начало XXI в. демонстрирует своеобразную ситуацию в познании такого сложного и многомерного феномена, как живет. Если в 70-х годах прошлого столиття1 центральной методологической проблемой биологии было построение целостной теоретической биологии, которая должна была воссоздать сущность живого, то в начале XXI в. оказывается необходимость формирования синтетического философского образа живого, учитывающий специфику существования человека и его мира, то есть мира социокультурного и цивилизационного бытия.