Rushguide .RU

 

Все статьи Март 2009

Чрезмерная увлеченность

Чрезмерная увлеченностьЧрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Психологи спорят: идет ли речь о появлении еще одного вида зависимости? Феномен «зависимости от Интернета» интенсивно обсуждается в настоящее время (Это наверное единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме психологов). Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Появился также очень образный термин Netaholic, или Интернет — аддиктов.

Обсуждение проблемы началось сравнительно недавно. В 1994 году Кимберли Янг, американский психолог из Питтсбургский университет, поместила на web-сайт специальный опросник. Вскоре она получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми пользователями. К. Янг — один из самых известных экспертов в этой области. Она написала книгу «Пойманы в сеть» и организовала центр психологической помощи страдающим от интернет-зависимости.

В 1995 году Иван Голдберг предложил термин «Интернет-зависимость» для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета. По Голдберг, это расстройство, «осуществляющий пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». Поскольку в основе такого расстройства лежит стремление к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяги к азартным играм.

Эмоционально-волевые процессы и психическое состояние в деятельности студентов

Эмоционально-волевые процессы и психическое состояние в деятельности студентовВ эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоции, чувства студента обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, возбуждают к активности, в преодоление трудностей.

В науке хорошо изучены физиологические нарушения, возникающие в организме при эмоциях и чувствах (изменение в работе сердца, дыхания, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (на восприятие, внимание, память, мышление и др. . Эмоции и чувства ярко проявляются и играют важную роль в деятельности студента, особенно в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.д.). Переживания тех или иных эмоций и чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.

Для эмоциональных процессов студентов в обучении характерны: большая интенсивность (особенно интеллектуальных чувств), разнообразие, переходы от одних к другим, ускорения формирования высших чувств. В широком спектре эмоций и чувств студента особое значение для эффективности его деятельности имеет чувство ответственности за свою успешность, чувство нового и др. В деятельности студента не исключен и эмоциональный стресс — напряжение в сложных ситуациях. Он вызывается оценочной ситуацией (экзамен), необычными условиями, повышением ответственности, большими умственными и волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть усталость, напряжение сил. Например, изучение эмоциональных состояний, связанных с экзаменом, показывает, что они разносторонни и динамичны. В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за исключением изменения цвета лица, некоторой тревоги. В основном после экзаменов активность спадает, хотя эмоциональное напряжение остается высокой. В зависимости от уровня притягань, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студенты чувствуют радость, облегчение, слабость, или же наоборот, пустоту, недовольство и т.д.

Познавательное психические процессы в деятельности студентов

Познавательное психические процессы в деятельности студентовПсихические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и речь) играют важную роль в деятельности, обучении и воспитании студентов. Усвоение знаний, выработка убеждений, практические действия ложатся в основу психических процессов, особенно мышления. Эффективность деятельности специалиста определяется не только свойствами его личности, но и уровнем функционирования психических процессов. Поэтому формирование личности специалиста предусматривает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями специальности и профессиональной деятельности в целом.

Студенческий возраст — возраст достаточно высокого развития познавательных процессов. Даже студенты первого курса обладают, как правило, достаточно высоким вниманием, способностью слушать и наблюдать предметы и явления, которые демонстрируются, умение следить за логично развивающей мнением лектора. Основы воспроизводящей и творческого воображения закладываются еще в общеобразовательной школе. У молодежи студенческого возраста хорошо развита словесно-логическая память, на которую лектор часто ориентируется. Студент склонен к размышлениям, размышлять, к поискам решений научных проблем как в процессе слушания лекций, так и в процессе выполнения самостоятельной работы. Исследования проведены под руководством Б.Г. Ананьева, показали, что лишь у 14,2% людей в возрасте 18-35 лет наблюдаются периоды застоя в психологическом развитии, причем деятельность их не превышает 2-3 лет.

Простейшим познавательным психическим процессом является ощущение отображения отдельных признаков и свойств предметов, явлений, которые непосредственно влияют на органы чувств.

Выявление свойств личности в деятельности студентов

Выявление свойств личности в деятельности студентовВ управлении деятельности студента важную роль играет обращен связь, всестороннее и глубокое понимание воспитателями ее хода и результатов. Чаще всего связь содержит информацию об успеваемости студентов, их общественную деятельность, культуру поведения. Гораздо меньше в ней выявлении знания направленности, темперамента, характера, способностей, психических процессов и состояний студентов как психологических предпосылок эффективности их деятельности. В то же время изучение этих предпосылок, учета их роли в деятельности студентов в значительной степени определяют учебно-воспитательную работу в вузе.

Направленность — один из важных свойств личности студента. Она выражается в целях и мотивах его поведения, потребностях, интересах, идеалах, установках, убеждениях. Анализ деятельности студента помогает раскрыть то, к чему он стремится, почему и во имя чего он этого хочет — словом, помогает раскрыть механизм целенаправленности его многогранной деятельности. Направленность может носить общественный характер, является неустойчивой (полностью зависит от ситуации) или стойкой (определить линию поведения. Стремление студентов к успешного овладения вузовской программой, устойчивая направленность применять свои знания, способности и опыт на пользу обществу, показать себя в будущем творческим специалистом — важный индивидуально-психологическая предпосылка успеха и эффективности его деятельности в вузе.

1 2 3 4 5 6 7