Чрезмерная увлеченность
Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Психологи спорят: идет ли речь о появлении еще одного вида зависимости? Феномен «зависимости от Интернета» интенсивно обсуждается в настоящее время (Это наверное единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме психологов). Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Появился также очень образный термин Netaholic, или Интернет — аддиктов.
Обсуждение проблемы началось сравнительно недавно. В 1994 году Кимберли Янг, американский психолог из Питтсбургский университет, поместила на web-сайт специальный опросник. Вскоре она получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми пользователями. К. Янг — один из самых известных экспертов в этой области. Она написала книгу «Пойманы в сеть» и организовала центр психологической помощи страдающим от интернет-зависимости.
В 1995 году Иван Голдберг предложил термин «Интернет-зависимость» для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета. По Голдберг, это расстройство, «осуществляющий пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». Поскольку в основе такого расстройства лежит стремление к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяги к азартным играм.
В эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоции, чувства студента обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, возбуждают к активности, в преодоление трудностей.
Психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и речь) играют важную роль в деятельности, обучении и воспитании студентов. Усвоение знаний, выработка убеждений, практические действия ложатся в основу психических процессов, особенно мышления. Эффективность деятельности специалиста определяется не только свойствами его личности, но и уровнем функционирования психических процессов. Поэтому формирование личности специалиста предусматривает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями специальности и профессиональной деятельности в целом.
В управлении деятельности студента важную роль играет обращен связь, всестороннее и глубокое понимание воспитателями ее хода и результатов. Чаще всего связь содержит информацию об успеваемости студентов, их общественную деятельность, культуру поведения. Гораздо меньше в ней выявлении знания направленности, темперамента, характера, способностей, психических процессов и состояний студентов как психологических предпосылок эффективности их деятельности. В то же время изучение этих предпосылок, учета их роли в деятельности студентов в значительной степени определяют учебно-воспитательную работу в вузе.