Возникновение эргономики
Возникновение эргономики обусловлено необходимостью системного исследования человека в процессе труда. Эргономика как комплексная наука изучает возможности и особенности человека во время работы в определенном рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, которые способствуют производительной, надежной и безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности. Оперируя результатами, которые получены в других науках, эргономика трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства.
Предпосылкой возникновения и развития педагогической эргономики есть объективная необходимость в эргономичному подходе к изучению учебного процесса как сложного системного объекта. Доказано, что ПЭ возникла и развивается на основе научных разработок производственной эргономики, а также достижений научной организации труда и научной организации учебного процесса.
Теоретическая модель ергономизации процесса обучения включает научно обоснованные структуры и механизмы ее функционирования. Модель определяет цели и содержание ергономизации учебного процесса на основе объективных потребностей улучшения его эффективности. Она представляет собой проектирование учебного процесса с учетом эргономических требований; изучения и проектирования деятельности преподавателей и студентов с позиции эргономических критериев; организацию учебной среды на основе эргономических требований и рекомендаций
3 позиции ПЭ учебную среду рассматривается в двух планах: наружное (физическая среда, окружающая человека) и внутреннее (которое воспитывает человека — психологический климат, общение гоню). Предметно-материальную часть учебной среды составляют: вузовская территория, здания, учебные помещения и рабочие места, где размещены ТСО. ЭВМ, учебно-производственное оборудование, мебель, наглядные приборы, осветительная аппаратура и фоне.