Разрушение лица мира
Разрушение лицо мира, созданного «здравым смыслом» и «автоматизмом языка», — не мировоззрение и не эстетическая система. Это — язык культуры.
Задача статьи — рассмотреть такой важнейший следствие современной-революции в естествознании, как формирование нового стиля научного мышления. Мы принимаем как его обозначения термин «нелинейное мышление», уже спорадически применяемый естествоиспытателей. Этот срок метко подчеркивает то главное условие, при которой становятся неприменим старые научные подходы, казавшиеся ранее универсальными. Учет нелинейности физических взаимодействий, биологических и социальных процессов выдвигает на первый план неустойчивость и неоднозначность ситуации выбора и его необратимость, произвольные процессы формирования новых структур из элементов среды и нелокальный характер действия при этом параметров порядка, что обеспечивает целостность новообразований. Разумеется, «линейное» мышление-ориентированное на универсальность действия оборотных динамических законов, здесь в принципе неприменимо.
Индивидуальный стиль познавательной деятельности относится к числу формально-динамических факторов, определяющих ее успешность. Наряду с ними важное значение в обеспечении эффективности обучения имеют логико-психологические механизмы усвоения знаний. Логико-психологический и дидактический анализ процесса усвоения знаний целесообразно начать с выяснения понятия «знания».
Вопросы профессионального самоопределения и самоактуализации возникает тогда, когда центральное место во взаимодействии «человек-профессия» принадлежит, бесспорно, самому человеку. В психолого-педагогической литературе проблема профессионального самоопределения тесно связана с проблемой активности молодого человека (в нашем случае выпускника школы) в условиях выбора будущей профессии. «Выбор профессии — это процесс принятия молодым человеком решения в отношении получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда...»
Ценности природы (согласно принципу: что ценим, то и храним) вызывают соответствующие природоохранные мотивации: эстетическая ценность-эстетическую мотивацию, научная ценность — научную мотивацию и т.д. Иными словами, желание охранять природу напрямую связано с пониманием и высокой оценкой ее ценностей. А чтобы такое желание возникло, людям всячески необходимо разъяснять ценности природы. Какую же ценность дикой природы люди ценят в первую очередь? По какой причине, по их мнению, необходимо прежде всего защищать дикую природу?