Rushguide .RU

 

Активность эстетической практики

, , , ,

Активность эстетической практикиАктивность эстетической практики и продуктивного творческого воображения формирует особое эстетическое сознание, которое отличается своеобразием эстетического отношения к действительности, в которой идеально сочетаются целостность, творчество, созидание. Это эстетический идеал, формирование которого есть результат развития всех форм эстетической деятельности и прежде всего искусства. В определенном смысле эстетический идеал является духовной целью эстетической практики, осознается.

Слово «идеал» греческого происхождения (от «идея», «понятие», «образ», «представление»). В отличие от идеалов этического, политического или общественного, которые могут существовать в виде отвлеченным понять, эстетический идеал находит свое воплощение в чувственных формах: он тесно связан с эмоциональным, чувственным отношением человека к миру. В этом его специфика.

В эстетике Гегеля идеал становится центральной эстетической категорией, которую он определяет как идею, в которой выражена действительность, соответствующая своему понятию. Сферой проявления эстетического идеала Гегель считал искусство; а соответствующее эстетическому идеалу форму искусства видел в античности. Искусство Древней Греции он характеризовал как классическое искусство идеала.



Хотя у Гегеля встречаем очень ценные мысли о связи идеала с действительностью, в целом же идеалистический подход в трактовке эстетического идеала страдал ограниченностью, односторонностью. Идеалисты отрывали понятие эстетического идеала от жизни и рассматривали его как недосягаемый образец, противоположный реальности. Эта ограниченность идеалистической концепции эстетического идеала была критически компенсирована русскими революционными демократами. По определению В. Г. Белинского, идеалы — не произвольная игра фантазии, не выдумка, не мечты, и в то же время идеалы не список из действительности », а угадано умом и воспроизведенная фантазией возможность того или иного явления».

Эстетический идеал представляет собой одну из форм отражения объективной действительности. Причем отражение не пассивного, а творческого, активного, всегда связанного с умением отбрасывать случайное, наносное, несущественный и проникать в самую суть предмета. Итак, эстетический идеал есть отражение сути предмета, причем сути самого глубокого порядка, содержащая в себе высшую форму развития реальности. Такой высшей формой развития материи является социальная форма, а носителем ее выступает общественный человек как совокупность всех общественных отношений. Эстетическим идеалом конкретного общества, то есть «чувственным идеалом» и будет проявление через отдельного человека главных, определяющих общественных отношений данного общества.

Таким образом, эстетический идеал является диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона означает, что идеалы зарождаются и реально существуют на самом деле сами как тенденция общественного развития, независимо от того, осознают ли их люди либо не осознают. Они проявляются в жизни с большей или меньшей полнотой, что зависит от конкретно-исторических условий. С субъективной стороны идеалы представляют собой совокупность целей, идей, носителями которых выступают передовые общественные силы. Действительно, эстетический идеал должен сначала хотя бы в зародыше возникнуть в самой жизни, прежде чем он будет потом осознанный в форме различных эстетических представлений и получит отражение в искусстве.

Социально-политический и эстетический идеалы фиксируют перспективу развития, отражают интересы и потребности прогрессивного развития общества и человека. А раз так, то действительность не «подтягивается» к идеалу, как принято думать, а развивается в идеал. И предпосылки этого развития заложены в ней самой.

И не случайно исследователи называют эстетический идеал «синтезом сегодня и завтра» или «зримым» необходимым. Но эстетический идеал тесно связан и с общественным и с этическим идеалами. Так же, как и последние, эстетический идеал исторически менял свой смысл, поскольку оно обусловлено развитием материального и социальной жизни общества, а также развитием эстетической деятельности искусства. Например, для античности эстетическим идеалом выступает образ совершенной, идеальной человека, в котором гармонично слиты воедино прекрасное внутреннее и прекрасное внешнее, гармония души и тела. В эпоху средневековья эстетический идеал потерял всякую связь с действительностью.

Страницы: 1 2 3

Комметирование закрыто.