Rushguide .RU

 

Проблема индивидуального стиля

, , , ,

Проблема индивидуального стиляПроблема индивидуального стиля всегда вызывала повышенный интерес и дискуссии среди психологов. Актуально рассматривать содержание психологического понятие «индивидуальный стиль» в связи с активизацией процесса обучения. Проблема организации эффективного процесса обучения рассматривается не только как оптимизация педагогического процесса, но и с целью изучения формирования личности и психологического развития.
Важно знать не только, которыми индивидуально-психологическими особенностями опосредуется выбор того или иного пути взаимодействия с предметным или коммуникативным средой, чему учить и как учить, но и то, какие стратегии и тактики используют субъекты в процессе усвоения знаний.

Изучение особенностей организации процесса познания тесно связано с выявлением и исследованием путей приема и переработки информации человеком. Совокупность путей работы с информацией в психологии принято называть термином «когнитивный стиль». Проявляясь в познавательной деятельности когнитивно-стилевого создание (когнитивного стиля), пути организации работы с информацией, которым субъект предпочитает, позволяют говорить об эффективном или неэффективное решение ним познавательных задач, с точки зрения конечного результата.

Вопрос об эффективности в данных условиях конкретных стратегий, более свойственных отдельным субъектам, тесно связана с проблемами оптимальной организации тех или иных видов учебной, профессиональной деятельности для людей с разными психологическими свойствами.



Решение этого вопроса связано с изучением структуры психологических свойств. Такое изучение может помочь в поиске критериев профессионального отбора с одной стороны, а с другой — в поиске адекватных методов подготовки и направленного обучения.

Бесспорно, что не все пути организации работы с информацией, эффективные, некоторые из них препятствуют достижению поставленных целей.
Поэтому в процессе обучения нужно своевременно формировать непродуктивные стратегии и тактики в субъектах и обучать их продуктивным стратегиям и тактикам с точки зрения педагога

Однако, изменения стратегий и тактик тесно связаны с изменением индивидуально-психологических свойств субъекта, или с возникновением компенсационных отношений в этой структуре, когда воспитаннику нужно применять «несвойственную ему стратегию».

Заниматься этой работой наряду с педагогом должен психолог. Он должен своевременно проводить психологическую коррекцию для формирования продуктивных стратегий и интеллектуальных навыков у субъектов. Это требует от психологов знания эффективных (производительных) стратегий и тактик, найти пути их формирования и пути психокоррекции, и главное — владеть этими стратегиями и тактиками

Таким образом, индивидуальный стиль связан с обучением. Он накладывает существенное влияние на пути организации работы с информацией. На практике различают индивидуальный стиль продуктивный и непродуктивный.

Исследование психологических особенностей людей в сочетании с исследованием эффективных стратегий и тактик позволяет определить критерии профессионального отбора и адекватные методы подготовки и направленного обучения.

Изучение эффективных (производительных) приемов работы с информацией позволяет формировать у субъектов продуктивные стратегии и тактики, что в свою очередь требует от психологов личностного роста, увеличение числа рефлексивных решений, личностной и профессиональной самоидентификации, навыков продуктивной рефлексии.

Комметирование закрыто.