Rushguide .RU

 

Постнеклассической науки

, , , ,

Постнеклассической наукиПостнеклассической науки, утверждающий познания природы на новой основе, в биологии проявляется в интересных и сложных феноменах. Одним из важнейших является развитие биофилософии. Становление биофилософии стало возможным прежде всего благодаря выходу биологии на надорганизмовий уровень структурной организации живых систем, необходимость развития методологии исследования жизни как целостности.

Другим важным фактором становления биофилософии является социокультурная детерминация биологической реальности и в целом ценностно-гуманистическая ориентация биологии. Значительный импульс формированию новой мировоззренческой парадигмы, связанной с изменением места и роли в универсуме общества как специфической формы бытия живого добавил весь комплекс экологических наук, в том числе и экология человека, социальная экология, глобальная экология.



Проблематика биофилософии наиболее структурированная и содержательно выраженная в исследованиях западных ученых. Там этот термин в определенном концептуальном смысле стал употребляться с конца 1960-х рокив.Вже в 1968 году вышла в свет монография одного из классика современного эволюционизму, немецкого ученого Б. Ренша, которую автор так и назвал -''биофилософии''. В 70-е годы появились несколько монографий под названием''Философия биологии'', среди которых наиболее значительными были работы М. Рьюза и Д. Халла. В 80-е годы вышли фундаментальные итоговые монографии по философии биологии и биофилософии А. Розенберга''Структура биологической науки''и Р. Саттлера''биофилософии''. С 1986г. под редакцией М. Рьюза начинает издаваться международный журнал''Биология и философия'', в котором вопрос биофилософии получают систематическую разработку. Идеи биофилософии нашли свое отражение в работах по биополитики, биоетикы, биоестетикы, биомузикы.

В этом контексте следует особо отметить относительную самостоятельность биоэтики (как дисциплины), который анализирует нравственные проблемы человеческого бытия, отношение человека к жизни и конкретных живых организмов и разрабатывает в парадигме экологического императива нравственные нормы и принципы, регламентирующие практические отношения людей в процессе природопользования, а также моральные критерии (в терминах''добра''и''зла'') социальной деятельности в природе. Срок биофилософии неоднократно использовали многие методологами, причем каждый из них вкладывал в него свой смысл.

Например, в биофилософии Саттлера представлена панорама поставленных вопросов, по его мнению, наиболее полно выражают проблемы, возникающие при рассмотрении жизни как явления во всей его полноте. По сути эти вопросы можно свести к двум основным:
1) — что есть жизнь,
2) — как ответить на первый вопрос, как познать явление жизни, в чем будет заключаться это познание и полученное в результате его знания.

Сатлер считает, что решить эти вопросы опираясь на классическую методологию научного познания, невозможно, поскольку суть данного способа познания — фрагментарность. Каждая из научных или философских концепций выделяет только какой-то один аспект мироздания присущим ей способом, оставляя незамеченным всю бесконечное множество других. Поэтому нельзя даже говорить о большей адекватности (истинность) одной концепции по отношению к другой, поскольку они отражают различные аспекты реальности и представляют собой разные способы ее видения. Возникает вопрос: можно ли каким-то образом воспринять мироздание во всей ее целостности?

В работах современных методологов науки проанализирован ход рассуждения Сатлер. Он таким образом представлял ход познания объекта — в пределах традиционной методологии. С помощью абстрагирования расчленяется реальность на отдельные конечные фрагменты,''выхватывая''таким образом отдельные''куски'', при этом исследователь перестает осознавать присутствие в себе целостной информации. Имеются эмпирические данные, которые могут служить подтверждением этого, казалось бы умозрительного заключения, сделанного с помощью абстрактного мышления.

Прежде всего — это интуиция, явление, которое также называется вдохновением, озарением, знанием. Суть его в получении некоторого нового знания без каких-либо предварительных логических построений, целенаправленной рационалистической обработки имеющегося (т.е. осознаваемого) объекта информации. Значит, где-то в нашем подсознании идет процесс обработки огромного объема информации.

Иначе, на основании чего появилось бы новое знание? Согласно последним исследованиям, скорость обработки информации в ходе данного процесса многократно превышает скорость обработки информации с помощью абстрактного мышления. Напротив, оно лежит в основе всех логических умоутворень. Ведь только принято считать очевидно ясным, то, что с одной конкретной предпосылки мы с необходимостью должны перейти к другой. На самом деле в любом случае, путей движения мысли оказывается бесконечно много.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Комметирование закрыто.