Rushguide .RU

 

Адаптация студентов в ВУЗе. Введение

,

Адаптация студентов в ВУЗе. ВведениеАктуальность. Обучения в высшем заведении образования для современного молодого человека — один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза. Сейчас, в соответствии с Болонской конвенцией, осуществляется переход на новейшие модели обучения, существенно меняются учебные планы, формы организации занятий, критерии оценивания знаний, внедряются новые педагогические технологии и стандарты образования. Основной вид деятельности студента — профессиональное обучение, становится более сложным по формам и содержанию, а потому повышает требования к личности. В контексте развертывания этой тенденции для последней психологически важно пойти путем адекватной самозмины, саморазвитию и ковитальнои самореализации.



Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем — специалиста с высшим образованием. В ВУЗах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, вступление к учебному заведению у значительной части молодежи сопровождается дезадаптации, которая вызвана новизной студенческого статуса, отсутствием референтной группы, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы и самовидповидальности целом. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.

История проблемы. Актуальным проблемам адаптации молодежи к новым условиям жизнедеятельности и взаимоотношений в социальной группе посвящены работы отечественных (В. Л. Кикоть, В. А. Петровский, А. В. Симоненко, Т. В. Середа, А. И. Гончаров, А.Д . Ердниев, М.И Лисин, А. В. Фурман) и зарубежных ученых (Э. Эриксон, Д. Клаузен, 3. Фройд и др.). В отдельных психологических исследованиях решаются задачи адаптации молодежи к обучению в высших учебных заведениях (А. И. Борисенко, А. В. Захарова, В. А. Кан-калек, М. В. Левченко, А. Г. Мороз, В.С . Штифурак и др.). Внимание исследователей в основном сосредоточена на изучении различных факторов, в том числе и личностных свойств, которые вызывают процесс дезадаптации первокурсников.

Под социально-психологической адаптацией большинство ученых понимают приспособления индивида к новым условиям социальной среды и его результат. Умение адаптироваться при разных обстоятельствах характеризует процесс становления и развития личности, ее профессионального роста. В случае же ее дезадаптации нарушается не только личностно-профессий-ный развитие, но и снижаются психофизиологические возможности организма, уможливлюються расстройства здоровья [6, 33].

Особую весомость адаптационные процессы приобретают в условиях изменения среды жизнедеятельности, первым делом на начальных этапах обучения юношей и девушек в ВУЗах. Они требуют от молодого человека активации механизмов адаптации и часто приводят к состоянию психологического перенапряжения. Так, доказано, что формирование нового стереотипа поведения в течение первого года обучения приводит к дезадаптацийного синдрома в 35-40% первокурсников. Любые существенные изменения в учебном процессе, особенно неожиданные, могут осложнить и без того непростые механизмы приспособления. Здесь существенное влияние на ход процессов социально-психологической адаптации студентов имеют такие факторы, как отношение к выбранному специальности, профессиональное направления, личностный самоопределение, система ценностных ориентаций, индивидуально-типологических особенностях, основательность присвоенный каждому социальных норм и т.д. [22, 89].

Целью работы стало изучение и систематизация научных данных по проблемам хода адаптации и самосприйняття студентов-первокурсников.

Задачи работы:
— Постановка проблемы;
— Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме;
— Систематизация и обобщение научных данных о процессе адаптации абитуриентов к учебе в вузе.

Комметирование закрыто.