Ценностные ориентации
возвращение, изменения, роль, умение, эффективность
Чтобы рассматривать ценностные ориентации молодежи, необходимо представлять себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому существует необходимость в анализе индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, имеющих влияние на человека.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовский: "Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивают, а в более зрелом возрасте уже усвоили, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции , в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до тридцати лет ". Позднее более полное определение было дано И. Коном: "Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного уклада, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации ".
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в нашем обществе. Проблемы современной молодежи исследуют психологи, политологи, педагоги, социальные педагоги, социологи и представители других наук. Например, в «Социологии молодежи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы.
К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально -профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые есть общесоциологические и в то же время или преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).
Процесс становления социальной зрелости молодежи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности человека, реализовуючись посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные образцы поведения.
Молодость — это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование — характерная черта молодого возраста; он не был бы таким привлекательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, присущие предыдущем возраста. Это связано с тем, что период активной ценностно-творческой деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, творческой деятельности, неполной включенностью молодого человека в систему общественных отношений.
Социальная зрелость является целостностью осознания и реализации в деятельности личности ее основных социальных и психологических качеств и свойств. Также нужно учитывать отношение личности к своим потенциальным возможностям. На этом уровне исследования можно проследить, когда у человека появляются собственные взгляды и отношения, которые для него характерны требования, оценки и самооценки. Вероятно, многие ошибки в воспитании молодежи определяются тем, что мы стремимся решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в ней, ориентируясь на общечеловеческие ценности и свое собственное совершенствование.
В исследованиях психологов, политологов, социологов находят свое отражение и проблемы, связанные с такой социально-психологической группой, как студенческая молодежь. Анализ социологических исследований, проведенных например, в разные годы в течение последних 20-25 лет, позволяет сделать выводы, что ценностные ориентации современных студентов претерпели определенные изменения.
Например, некоторые социологи 80-х годов отмечалось, что получение высшего образования было одной из главных жизненных ценностей студенческой молодежи того времени.