Экология исходит из принципа
По известным словам И. Канта, существуют две абсолютные вещи — звездное небо над человеком и нравственный закон в ней.
В этих словах заложено много глубинных смыслов. Впрочем, безусловно одно. Они очерчивают проблему отношения человека и мира. Образно говоря, беспредельная Вселенная и есть миром человека. Миром, к которому она относится, то есть влияет, действует, познает и т.д. И влияние которого испытывает.
Если поставить вопрос об отношении к природной среде (а не к миру вообще), мы попадем в сферу экологии. Хотя экология изучает не только человека в его естественном среде, вообще живет, биоту в определенном окружающей среде. Экология изучает взаимосвязь, отношение биологической системы (в том числе и человеческих популяций и среды.
Наиболее широко и условно определяя, можно назвать экологию учением о естественном дом живого, в том числе — человека.
Экология исходит из принципа целостности: особь (организм) и окружающей среды — целостная система, функционирующая по определенным законам. Нарушение целостности влечет деградацию или уничтожение живого (в том числе и человека). То есть, целостность — существенная черта экологического.
Впрочем, это не значит, что целостность является неизменной, статичной. Отношение «живет — среда» является динамичным и предусматривает определенные изменения. Но позволяющие сохранить целостность. И она сохраняется благодаря возможности самоорганизации. Итак, экологические системы — целостность, которая самоорганизуется. Как только нарушаются законы самоорганизации, возникает экологический кризис.
Итак, в методологическом смысле экология — это представление, основанных на принципах системности и самоорганизации. Поэтому такие диалектико-категориальные отношение, как целое — часть, система — элемент — структура, структура — функция принципами экологии.
В современном методологическом анализе структуры экологических знаний как базовые категории определяют такие как устойчивость, разнообразие, единство, прогресс, изменчивость, цель, структура и т.д. В своих взаимосвязи язках они образуют категориальные структуры, позволяющие осмыслить самоорганизацию и развитие мира живого, одновременно являясь проявлением более общих форм бытия природы.
На становление нормам и идеалам экологического знания повлияла культурно-философская концепция гармонии — гармоничности мира, природы, гармонии между человеком и природой, зародившаяся еще в античности. Именно гармоничность вошла в экологию как представление об идеале экологического, а именно о такое отношение живой системы (человека) и окружающей среды, когда они максимально приспособлены друг к другу. В современной экологии гармоничным отношением считается такое отношение «человека — природа», когда человек не наносит вреда, не разрушает природу.
Конструирования образов экологической реальности базируется на определенной совокупности методологических принципов. Среди них методологи современной экологии называют принципы дискретности, функционального связи, целостности, эволюции, естественного отбора, системности, популяционизму и др.
Так, дискретность возникает в современной экологии как учета единства перервности и непрерывности органического покрова планеты. Принип функционального связи проявляет себя в исследовании единства структуры и функционирования экологических систем Принцип эволюции является методологической основой осмысления исторического развития экосистем. Принцип системности позволяет понять целостность экологических систем как сложных иерархических образований, подчиняющихся законам самоорганизации.
Задача эколога на принципах очерченных категорий и принципов определенным образом описать исследуемый объект. Описание является традиционной познавательной процедурой и завершается феноменологическим представлениям объекта. Результаты описания позволяют ставить целый ряд вопросов, которые приводят к вопросу «почему?» То есть, для того чтобы понять сущность экологической системы лишь описать ее недостаточно. Нужно объяснить, почему поведение объекта является именно такой. В свою очередь, объяснение является важным для осуществления таких процедур, как прогнозирование будущего поведения объекта, а на этой основе — управления им. Именно эффективность последнего подтверждает или опровергает подлинность экологических знаний, полученных в описании и объяснении.
Термин «экология» — от греческого «Ойкос» — дом и «логос» — слово, мысль, разум, закон. Появление экологии как самостоятельной науки связывают с именем выдающегося немецкого биолога Э. Геккеля. Именно он ввел термин «экология» в науку. В 1866 Эрнст Геккель в труде «Общая морфология организмов» назвал экологией науку об отношении организмов и окружающей среды: экология — наука, исследующая экономию и домашний быт живых организмов, их сложные отношения с неорганическим и органическим миром: "Во экологией мы понимаем общую науку о взаимоотношениях организма и окружающего мира, к которому мы относим все условия его существования в широком смысле. Они частично органической, частично неорганической природы, но и те, и другие заставляют к себе приспосабливаться.
То есть, классическая экология — это биологическая наука. Или — «биоэкология». Со временем доминирующим стал термин «экология» вместо — «биоэкология».