Rushguide .RU

 

Особенности педагогического общения

, , , ,

Особенности педагогического общенияПедагогическое общение всегда целенаправленное. При этом сам педагог будто находится одновременно в нескольких «плоскостях»: он непосредственно взаимодействует с партнером, наблюдает за собой и своими действиями с позиций их «профессионального соответствия» (рефлексивный контекст общения), держит на контроле сознания цель, которую принял самой первой и одновременно оценивает целесообразности ее сохранения или замены на новую (рациональный контекст общения). Таким образом, часто педагогическое общение является средством решения собственных учебных или воспитательных задач, инициатором, организатором и главным руководящим звеном которого является учитель.

Педагогическая деятельность оказывает существенное влияние на развитие личности исполнителя, в частности на качества, которые реализуются в общении. Учителей с большим стажем работы всегда можно узнать по особому голосовым тоном (требовательным, властным или поучительным), за мимикой (она четко выражает оценку действий партнера). Такие учителя часто являются категоричными и безапелляционными в высказываниях, подвержены навязывания собственного мнения, пытаются преодолеть сопротивление партнера, несмотря на его причины, стремятся к чрезмерной нормативности поведения и т.д. Это является следствием длительной ролевой взаимодействия, в которой учитель выступает доминантной, авторитарной стороной с правом преимущества, контроля, оценки.



Поэтому важно для учителя задача — осуществлять постоянное самонаблюдение за своим поведением в ситуациях позарольового общения, чтобы своевременно уловить в нем те изменения, которые могут вследствие этого закрепиться, стать устойчивым стилем общения.

Не менее важно учитывать и те аспекты педагогического общения, которые затрагивают интересы ученика. Специфика труда учителя состоит, кроме всего прочего, еще и в том, что в ситуациях взаимодействия он несет двойную нагрузку: должен не только учитывать возможные действия партнера, но и развертывать общения таким образом, чтобы оно имело учебный, воспитательный и развивающий эффект. Он должен учитывать те возможные трудности, которые могут возникнуть у воспитанника в процессе общения, и брать на себя инициативу в общении и ответственность за взаимодействие.

Стиль общения, который задает учитель, существенно влияет на отношение учащихся к его учебного предмета. Слишком далека дистанция, которую устанавливает учитель между собой и учениками, часто приводит к тому, что ученики боятся обращаться к нему за объяснениями, скрывают свое непонимание. Слишком близкое расстояние, неформальные отношения могут вызвать у учащихся иллюзию необязательности, нежелание глубоко усваивать учебный предмет. Конфликтные отношения, возникающие с учителем, могут привести к игнорированию даже его справедливых требований. Необъективность учителя к ученику, не адекватно заниженная оценка его способностей и знаний, бестактность в общении могут вызвать глубокие эмоциональные травмы, в результате чего даже после окончания школы, вуза, в самостоятельной профессиональной деятельности обращение в соответствующих знаний может или блокироваться, или актуализировать следы пережитого.

Комметирование закрыто.