Rushguide .RU

 

При всем разнообразии подходов

, , , ,

При всем разнообразии подходовОдним из важных теоретических проявлений современного повышенного интереса проблемой человека является формирование антропологической философии техники, попытка рассмотрения техники через призму ключевых параметров человеческого существования. Антропологические по своему характеру варианты исследования различных аспектов феномена техники можно найти в трудах таких выдающихся мыслителей прошлого века как Е. Гусерль, Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Э. Фромм, К. Ясперс и др.

При всем разнообразии подходов, оценок и выводов, которые демонстрирует анализ проблемы «человек — техника» постепенно проявляются те общие, базовые структурные элементы данной проблемы, без рассмотрения которых не может обойтись ни один из вариантов ее исследования. Фиксация этих элементов, выявление их определенности как раз и означает по сути дела прояснения концептуальных основоположений, то есть, тех ключевых вопросов-требований, и нужно разрабатывать.



Как известно, сциентистского установка в философии связана с определением техники одним из наиболее важных факторов развития человеческой цивилизации. При этом на первый план ставится уровень технического прогресса, причем как параметр, который не зависит ни от индивида, ни от общества, но сам определяет все социокультурные изменения.

Ясно, что основополагающий и одновременно исходный принцип антропологического подхода задается представлениями о бытии человека, о его потребности и интересы. Здесь важно не замкнуться на той или иной конкретной точке зрения, а ориентироваться на наличие их плюрализма, позволяющая выразить не только богатство достоинств, но и недостатки человеческого существования, его направленность, возможности и способы реализации. Особо следует выделить те потребности человека, которые инициируют появление, функционирование и развитие техники.

Наиболее отчетливо указанный принцип прослеживается во взглядах Н. Бердяева, который настаивал на том, что проблемы человеческого существования должны быть центральными в философии: «Философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека ... Философия неизбежно антропологическая ...».

Материальный мир, с которым Н. Бердяев связывает эмпирическое существование человека, индивида, имеет для него меньшую значимость, чем мир духовный, который формирует свободную творческую личность как нечто единственное и неповторимое. В этом смысле, конститутивного признаком человеческого бытия становится нечеловеческое, а сам человек «является разрыв в природном мире», который сочетает в себе одновременно сверхъестественное и естественное. Принадлежность человека к миру природы подчиняет ее закону необходимости, вызывая к жизни технику, которая помогает в довольной материальных потребностей. Н. Бердяев указывает на чрезвычайно важную отличие между необходимым и определяющим в человеческом бытии.

Техника — лишь необходимое средство формирования материального, экономического базиса эмпирического существования человека. Без такого базиса невозможно разумное и духовная жизнь личности, но сам он не содержит в себе целей и смысла человеческой жизни. Определяющей жизненной целью является самореализация личности, которая осуществляется путем развития ее уникальной внутренней духовности, которая должна достичь уровня Богочеловека.

С позицией Н. Бердяева по ряду важных элементов перекликаются взгляды Фромма. Как и Бердяев он отказывается подчинить человека какой-либо реальности. Вместе с тем он подчеркивает значительную социальную обусловленность человеческой сущности и недостаточную по сравнению с другими животными инстинктивную биологическую природу.

Фокус исследования индивида определяется, следовательно, прояснением его отношение к миру, а не выявлением отдельных инстинктивных влечений. Основная задача антропологической мысли, по Фромму, заключается в том, чтобы указать пути «возрождения», «самореализации» человека, заброшенной в «нездоровое» общество. Главное для человека — Быть, раскрывать свой потенциал, отдавая, жертвуя собой. Однако, биологическая природа побуждает индивида к самосохранению, владения, то есть, до того, чтобы Мать.

Взаимодействие двух этих тенденций задает противоречивость человеческого бытия, его спонтанность и свободу. Личность определяется не тем, что она есть, а тем, какой она может стать, направлениям и возможностями своих преобразований, которые нельзя заранее предусмотреть и ограничить какими-либо рамками. Э. Фромм солидаризируется с Н. Бердяевым и в понимании человеческого бытия как творчества духа, одновременно указывая на склонность человека к разрушению, если она еще не нашла себя в творчестве.

Человеческое существование, по Э. Фромму, проявляется в двух взаимосвязанных формах: получение пищи для выживания и спонтанная активность по реализации своих способностей. В отличие от животного телесные потребности человека активизируют не инстинкт, а способность мышления и на его основе — действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметирование закрыто.