Психология студенческого возраста
деятельность, значимость, опыт, период, умение
В психологической литературе по проблемам периодизации возрастного развития (труды Э. Эриксона, Э. Шпрангер, И. Кона, В. Слободчиков) прослеживаются различные подходы к выяснению границ, основных противоречий и новообразований студенческого возраста. Большинство исследователей ограничивают студенческий вик периодом от 18 до 23 лет, который отвечает зрелой юности и начале ранней взрослости.
В течение студенческого возраста личность достигает высокого уровня интеллектуального развития, обогащает ментальный опыт, впервые масштабно рассматривает свой внутренний мир, свою индивидуальность, формирует целостный Я-образ, самоопределяется в жизненных и профессиональных планах, осмысленно направляет свой взор в будущее, которое свидетельствует о переходе ее в этапа взрослости.
Различные признаки студенчества как особой социально-психологической, демографической группы, которой присущи специфические ценности, язык и нормы поведения, стиль, досуг, решительность в реализации замыслов, свидетельствует о присущей только ей социальной, психологической ситуации развития.
В зрелой юности завершаются процессы биологического созревания, одной из важнейших потребностей личности становится интеллектуальное развитие, усиливается эмоциональная стабильность, в межличностных отношениях важное значение приобретает общение со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола, продолжаются саморазвитие и самосовершенствование. Кроме того, продолжается интенсивное развитие самосознания, молодые люди самоопределяются в системе моральных ценностей, принципов, норм и правил поведения, осознают личную социальную ответственность. Новые качества приобретает юношеская дружба, а дружба с лицом противоположного пола перерастает в влюбленность. Это период, когда заканчивается переход от детства к взрослости.
В период студенчества происходит существенная перестройка личности, обусловленная изменениями социальной ситуации розпитку, а именно поступлением в высшее учебное заведение. В этом возрасте молодой человек должен самостоятельно принимать и реализовывать решения, разрабатывать жизненные планы, строить собственную жизнь. Она переходит от познания мира к его преобразования, начинает активно самоутверждаться в профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют выбор профессии и обучения в высшей школе.
Высшее учебное заведение является важнейшим этапом освоения профессии, началом профессионального становления. Оно заключается в активном, сознательном утверждении человека в профессиональной позиции на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, овладение профессиональными умениями. В зрелом юношеском возрасте происходит адаптация студента-новичка в учебное заведение, деятельности в условиях высшей школы. Бывший школьник должен существенно перестроить свои представления об обучении, привычки, поведение, на новых началах обеспечить собственную самоорганизацию. Это очень непростой и важный этап, поскольку от правильного выбора профессии зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью.
Студенческий вик связан с обязательным участием в общественной жизни, осознанием личной гражданской ответственности за то, какой есть и должно быть государство. Эту возможность и одновременно гражданскую ответственность юноши реализуют своим участием в выборах. В этот период студент впервые становится объектом психологического давления различных политических технологий, нередко сковывает и парализует его рациональный личностный выбор. Выстоять против этих давлений помогут объективный, беспристрастный анализ разнообразной, в том числе противоположного по смыслу, информации, попытки распознать настоящих и обманчивых друзей, осмысленная мировоззренческая и гражданская позиция.
Следовательно, становление самосознания студентов обусловливается внутренними противоречиями личности, ощутимыми среди которых являются:
— Потребность в социальном признании и ограниченные возможности ее реализации;
— Потребность в самостоятельности и Покровительственная отношение взрослых, в частности родителей;
— Потребность в самоосмысление, самоидентификации и недостаточное или противоречивая информация о себе, а также сформирована умение интегрировать, переосмысливать эту информацию;
— Потребность в понимании и чувство одиночества, отчужденности;
*
потребность в профессиональном самоопределении и недостаточные возможности, мотивация в реализации выбора.
Развитие самосознания в период студенчества активизируют следующие факторы:
— Новый социальный статус личности (относительная самостоятельность, общественные престиж и значимость будущей профессиональной деятельности);
— Смена вида деятельности (ею становится специальная учебная и практически-профессиональная деятельность);
— Новые формы деятельности, предусматривающие большую самостоятельность, свободу выбора;
— Расширение социального окружения, сферы контактов, а соответственно, и круга значимых других;
*
достижения возраста юридической и гражданской зрелости, предусматривающей ответственность за свои поступки перед обществом.
Актуальной проблемой студенческого возраста является независимую жизнь. Для решения этой проблемы необходимы умение организовывать свою деятельность, принимать ответственные решения и воплощать их в жизнь. Они предусматривают наличие определенных психологических предпосылок, прежде целостности Я, которое обладает необходимым опытом экзистенциальных переживаний выбора между собственным бытием и небытием, между добром и злом.