Трактовка понятия «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ»
выполнение, момент, память, стимулирование, функция
Анализ педагогических и методических работ указывает, что во многих из них, например, Е. И. Петровского, М. А. Архангельского, Т. С. Панфилова, Г. И. Кузьмина, термин «проверка знаний студентов» отождествляется или заменяется термином « контроль знаний », в то же время, как проверка является структурным элементом контроля.
Правильно раскрывает содержание понятия контроля знаний М. А. Сорокин указывая что контроль означает проверку. Контроль, проверка и оценка результатов обучения — это составные части учебно-воспитательного процесса, без которых невозможно представить педагогическую взаимодействие между студентом и преподавателем.
Если контроль и проверка построены правильно, они способствуют своевременному выявлению пробелов в знаниях и умениях студентов, повторения и систематизации материала, установлению уровня готовности к усвоению нового материала, формированию умения пользоваться приемами самопроверки и самоконтроля.
Чтобы эти и другие задачи успешно решались, рассмотрим функции контроля и проверки знаний, умений и навыков студентов.
Заметим, что результаты, контроля — это основа оценки учебных достижений студентов, которая характеризует уровень овладение студентами знаний, умений и навыков согласно требованиям учебных программ.
Понятие «контроль знаний» студентов значительно шире, чем понятие «проверка». Это понятие является родовым по отношению к таким понятиям, как «проверка знаний», «оценка знаний», «результаты учебных достижений».
Проверка знаний употребляется в узком смысле как методический прием в связи с оценкой результатов того или иного задания, ей больше свойственны учебные функции.
Контроль знаний, как правило, направлен на выявление уровня усвоения студентами уже изученного материала производится в основном учителем.
Оценка знаний студентов означает отношение от того, что ученик знает, до того, что он должен знать на данный момент обучения. Оценка часто фиксируется с помощью измерения (баллов).
Результаты оценивания учебных достижений (учета системы оценивания) — выставление баллов в классных журналах, в дневниках и других документах.
О роли и сущность контроля знаний учащихся говорится во многих педагогических трудах. Идеи контроля, в частности, основанные в трудах Я. А. Коменского, А. В. Дистервега, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и других.
Педагог Я.А. Коменский, основоположник школьного обучения, в своей книге «Великая дидактика» сформулировал дидактические требования к обучению, дал указания, как планировать урок. В частности, он указывал, что часть урока необходимо отвести для опроса студентов.
Идеи контроля, выдвинутые Я. А. Коменского, сформулированные в виде коротких правил в одной из его работ. Эти правила подробно устанавливают порядок контроля знаний студентов для современной высшей школы:
1) преподаватель на каждом семинарском занятии проверяет знания, вызывая нескольких студентов;
2) в конце учебного года происходят зачеты и экзамены.
Параллельно с другими дидактическими принципами Я. А. Коменский на первый план выдвигает результаты оценивания учебных достижений учеников.
Немецкий педагог А. В. Дистервега уделял большое внимание усвоению пройденного материала. Одним из показателей такого усвоения является способность студентов ясно и четко передать суть дела. Он выдвигает правило для учителя: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, изучившие» и рекомендует вернуться к изученному чаще. Итак, выдвигаются идеи систематического контроля за результатами обучения студентов.
На аналогичных позициях стоял русский педагог и военно-полевой хирург Н. И. Пирогов. Он требовал, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо обучали учеников и заботились об их результатах обучения, предлагал, чтобы перевод из класса в класс осуществлялось по результатам итогового контроля, негативно относился к переводных экзаменов, отмечая в них элементы случайности и формализма.
Конструктивные идеи контроля знаний учащихся высказанные К. Д. Ушинского. Если в знаниях учащихся выявлены пробелы, пробелы, то в основном это объясняется неудосконаленим преподаванием, нерациональным применением методов обучения, системы задач, неумением учителя своевременно замечать свои ошибки и ошибки детей.