Rushguide .RU

 

Выявление свойств личности в деятельности студентов

, , , ,

Выявление свойств личности в деятельности студентовВ управлении деятельности студента важную роль играет обращен связь, всестороннее и глубокое понимание воспитателями ее хода и результатов. Чаще всего связь содержит информацию об успеваемости студентов, их общественную деятельность, культуру поведения. Гораздо меньше в ней выявлении знания направленности, темперамента, характера, способностей, психических процессов и состояний студентов как психологических предпосылок эффективности их деятельности. В то же время изучение этих предпосылок, учета их роли в деятельности студентов в значительной степени определяют учебно-воспитательную работу в вузе.

Направленность — один из важных свойств личности студента. Она выражается в целях и мотивах его поведения, потребностях, интересах, идеалах, установках, убеждениях. Анализ деятельности студента помогает раскрыть то, к чему он стремится, почему и во имя чего он этого хочет — словом, помогает раскрыть механизм целенаправленности его многогранной деятельности. Направленность может носить общественный характер, является неустойчивой (полностью зависит от ситуации) или стойкой (определить линию поведения. Стремление студентов к успешного овладения вузовской программой, устойчивая направленность применять свои знания, способности и опыт на пользу обществу, показать себя в будущем творческим специалистом — важный индивидуально-психологическая предпосылка успеха и эффективности его деятельности в вузе.



В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в питании, одежде, воздухе, жилью и т.д.). Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и порождают увлечения, желания, стремления, эмоциональное состояние, которые заставляют студента проявлять активность. Одной из важных потребностей является потребность в общении. У студентов первых курсов она проявляется особенно заметно: в некоторых из них прерываются личные контакты, сложившиеся к поступлению в вуз. В общении студенты познают не только других, но и себя, осваивают опыт социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению разносторонних связей, развитию дружбы, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнением, настроением и переживаниями.

Важным показателем развития направленности студентов является постановка ими общественно важных целей, касающихся обучения, и выработки личной профессиональной целеустремленности. Мотивы развивающихся возбуждают студента к постановке все более значительных целей, а через них достижения удовлетворяют его духовные потребности.

Важной психологической предпосылкой успеха деятельности студента есть интересы, разносторонние по содержанию: к преподавателям предметов, спорта, музыки, техники и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте, влияния на деятельность. Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Слабость или отсутствие такого интереса — одна из психологических причин низкого качества деятельности студента. Возникновение глубоких и устойчивых интересов студентов к обучению, различным предметам является важным условием успешного формирования их личности. Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учебе могут быть возникновение большого труда, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий и т.д.

На деятельность студента влияют склонности, которые определяются интересом. Склонность как выраженная тенденция занимается какой-либо деятельностью удовлетворяет главным образом познавательную потребность, потребность в действиях. Большинство студентов имеют склонность к участию в деятельности разного рода: к работе в научных кружках, общественной работе, культурно-массовой деятельности, к занятиям спортом и т.д.
Преподавателю важно знать и учитывать идеалы студентов. Идеалы выступают в качестве возбудителя и цели, а также примера для подражания. В зависимости от того, на кого хочет быть похож студент, кому он хочет подражать в своей жизни, формируется его личность. Профессиональный идеал служит одним из мотивов самовоспитания студента, его работы над собой, становится внутренней его опорой и целью, помогает не только преодолеть отдельные недостатки, но и изменить поведение и личные качества.

В деятельности и развития студентов большую роль играет мировоззрение — система знаний, убеждений, взглядов на окружающий мир. Оно заключается в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальной поведении человека, его поступках, деятельности.
Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываемые различиями в их темпераменте.

Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на выявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задачи, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности. Педагогическая действие, организация деятельности могут повлиять на проявление того или иного темперамента. Например: в флегматиков можно повысить скорость ответных реакций, у холериков — снять неуравновешенность, склонность к аффектам, у меланхоликов — выработать уверенность и т.д. Это проходит главным образом за счет формирования навыков, привычек, умение владеть собой, влияние на выбор товарища. Важное значение для воздействия на темперамент имеет правильная самооценка студентами плюсов и минусов личной динамики психики и поведения.

Страницы: 1 2 3

Комметирование закрыто.