Вторая Апория
С отдельного — целое, по целому же вновь отдельное. И сама целостность произведения требует дальнейшего приближения к индивидуальности < создателя>, к литературе, с которой она связана. Сравнительная процедура позволяет мне, наконец, сначала каждый отдельное произведение, даже каждое отдельное предложение понять глубже, чем я его понимал раньше. Так из целого — понимание, зато целое, наоборот, с отдельного.
Третья Апория. Уже каждый отдельный душевное состояние мы понимаем лишь благодаря внешним раздражителям, что его вызывают. Я понимаю ненависть, исходя из какого-то вредного вмешательства в чью-то жизнь. Без этого отношения страдания вовсе не были бы доступными моему представлению. Следовательно, для понимания безусловно необходимо среду. Доведенное до крайности понимания настолько не отличается от объяснения, насколько оно вообще возможно в этой области. А объяснение опять же имеет своей предпосылкой завершения понимания.