Вторая Апория
С отдельного — целое, по целому же вновь отдельное. И сама целостность произведения требует дальнейшего приближения к индивидуальности < создателя>, к литературе, с которой она связана. Сравнительная процедура позволяет мне, наконец, сначала каждый отдельное произведение, даже каждое отдельное предложение понять глубже, чем я его понимал раньше. Так из целого — понимание, зато целое, наоборот, с отдельного.
Третья Апория. Уже каждый отдельный душевное состояние мы понимаем лишь благодаря внешним раздражителям, что его вызывают. Я понимаю ненависть, исходя из какого-то вредного вмешательства в чью-то жизнь. Без этого отношения страдания вовсе не были бы доступными моему представлению. Следовательно, для понимания безусловно необходимо среду. Доведенное до крайности понимания настолько не отличается от объяснения, насколько оно вообще возможно в этой области. А объяснение опять же имеет своей предпосылкой завершения понимания.
Особенностью личностного развития является то, что за Л. С. Выготским его можно отнести к непреформованого, т. е. конечные формы которого не являются определенными, а лишь заданы теми образцами, которые существуют в обществе. Поэтому, попытки определить объективные критерии развития личности сталкиваются с вполне понятными осложнениями. В психологии есть несколько понятий, которые непосредственно связаны с этим и могут помочь прояснить. Это понятие зрелости, самоактуализации и самореализации.
Личность студента — это сложное социальное явление. Целостность личности достигается за счет гармоничного развития его составляющих. Способность у студента более — менее досконально выполнять свои основные социальные функции зависит от целостности его личности. «Социальная зрелость — система качественного развития личности студента как целого, элементами которой является социальная активность, социальное самоопределение и социальная ответственность».
Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, но определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность использования всех других видов знаний, которые могут оставаться мертвым грузом или активно включаться в обслуживание всех видов научно-педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного и научного процессов.