Rushguide .RU

 

Зрелость личностная, психологическая, социальная

, , , ,

Зрелость личностная, психологическая, социальнаяОсобенностью личностного развития является то, что за Л. С. Выготским его можно отнести к непреформованого, т. е. конечные формы которого не являются определенными, а лишь заданы теми образцами, которые существуют в обществе. Поэтому, попытки определить объективные критерии развития личности сталкиваются с вполне понятными осложнениями. В психологии есть несколько понятий, которые непосредственно связаны с этим и могут помочь прояснить. Это понятие зрелости, самоактуализации и самореализации.

В научной литературе по психологии развития человека существует два существенно отличных взгляды на понимание зрелости:
1) зрелость — это определенный возрастной период в жизни человека;
2) зрелость — это характеристика высокого развития определенных психических функций человека независимо от его возраста.



Психологическая зрелость характеризует высокий уровень развития сенсорных мнемических, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, что обеспечивает высокий уровень функционирования индивида, его готовность анализировать и понимать события и явления внешнего мира.
Итак, личная зрелость в отличие от психологической выявляет уровень самопознания, самосознания и характеризуется качественным новообразованием — способностью к самопознанию.

Отличие личностной зрелости от социальной в том, что последняя предусматривает соответствие самопрезентации и поведения человека требованиям и ожиданиям общества, ответственное выполнение им определенных социальных ролей по определенному сценарию. Содержанием же личностной зрелости является ответственная построение собственной роли согласно общих моральных принципов и личной миссии.

Впрочем, чем более зрелой с психологической и социальной точки зрения является личность, тем больше растет ее способность к дальнейшему развитию (не без определенных противоречий между социализацией и индивидуализацией на которых настаивали психологи екзистенцийного направлении).
Б. Г. Ананьев констатирует: "... наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (общественная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (работоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохтоннисть зрелости сохраняется в всех формациях ".

В психологической литературе встречается как понятие «психическое развитие», так и «психологическое развитие», обычно отождествляются. Существует и другой (Локалова) подход, при котором психическое развитие толкуется как закономерный, характеризующаяся внутренней логикой процесс / результат, детерминированный внутренними (созревания мозговых структур, формированием функциональных систем) и внешними (социальными, педагогическими) факторами.

«Психологическое развитие» — достигнута на базе актуального уровня психического развития степень сформированности и отдельных познавательных процессов, степень зрелости мотивационное — эмоциональной, волевой, произвольно-регуляторной, аффективно-потребниснои сфер.

Интересно, что психотерапевтические первоисточника (а большинство теорий личности созданы именно как продолжение терапевтической практики), придерживаются второй понимание зрелости, то есть как характеристики высокого развития, независимо от возраста, и терапия потому рассматривается в большинстве случаев как устранение препятствий на пути поступательного развития личности.

В работах К. Г. Юнга для обозначения процесса личностного роста используется термин «индивидуации», что означает «путь к себе», или «самореализацию», целью которой является обретение внутреннего стержня, осознание человеком определенного центра в его психическом бытии (но не в его Эго), что позволяет ему больше не связывать свое будущее, свое счастье, а иногда и свою жизнь с внешними посредниками: обстоятельствами, людьми, идеями и т.д. Целостная личность предусматривает «узнавания и ответственность за свое целостное бытия, с его хорошие и плохие стороны, возвышенные и низменные функции».

С психотерапии происходит и определение понятия самоактуализации (А. Маслоу) и личности что самоактуализуеться, подобное понятий «полностью функциональной лица» (в феноменологическом подходе К. Роджерса), «аутентичной личности» (в гештальттерапии Ф. Б. Перлс) и др.
А. С. Штепа [20] был проведен контент-анализа перечней личностных характеристик личности, продуктивно развивается за работами К. Юнга, Г. Олпорт, В. Штерна, Э. Фромма, В. Франкла, Л. Сева, А. Менегетти , О. Ранка, Р. Ассаджоли, А. Бандуры, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Шострома, Дж.Стивенса, Г. С. Салливан, Р. Кегана, А. Эллиса, К. Нарахно, Ф. Перлза , П. Вайнцвайга, К. Холла и Г. Линдсей, Б. Ливехуд, С. Холидея и М. Чандлера, Н. Богданова, А. Реан и Н. Бордовськои, Г. Абрамовой, Л. Божович, Т. Скрипкин, Л . Овсянецькои. Выведенные черты названы «проприумом зрелой личности»: синергичнисть, автономность, контактность, самопринятия, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, способность к децентрации и наличие собственной жизненной философии.

Первые пять рис по мнению А. С. Штепы является ярким признаком личности, самоактуализуеться. Однако лишь при достаточной выраженности следующих черт можно говорить о том, что личности, которые самоактуализуються, не обязательно являются зрелыми. В то же время сама по себе самоактуализация является одновременно признаком и процессом кристаллизации проприуму зрелой личности.

Содержательно эти характеристики являются таковыми.

Синергичнисть характеризуется способностью к целостному восприятию мира и людей, к пониманию взаимосвязанности противоречий. Автономность проявляется в умении доверять собственным суждениям и действовать в соответствии с ними, наличия собственной, независимой от окружения системы ценностей. Контактность характеризует способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми. Самопринятия — безоцинно позитивное отношение к себе, несмотря на существующие недостатки. Креативность — способность к обостренного восприятия дисгармонии; создания чего-то нового, чего раньше не было; творческая направленность.

Децентрации — способность рассматривать явления с различных точек зрения; понимание и принятие того, что другие люди могут воспринимать то по-другому, умение воспроизводить точку зрения другого. Толерантность — терпимость к разным мнений, непредвзятое отношение к людям и событиям. Ответственность — признания себя автором определенного поступка и принятие на себя его последствий. Глубинность переживаний — ощущение гармонии с миром, способность к вершинных — особенно радостных — и «плато переживаний», при которых приобретается новое отношение к миру. Жизненная философия — осознание человеком собственной реальности в контексте окружающего мира в поиске смысла жизни. Содержательными характеристиками жизненной философии является жизненная позиция, жизненные принципы и жизненное кредо.

Обобщая сказанное, автор делает вывод, что личностная зрелость характеризуется процессом внутриличностных трансформации, источником которого является потребность личности в самоактуализации и чувстве идентичности. Конструктивность процесса обеспечивается самопослидовнистю личности, а производительность — ее оптимальным уровнем доверия к себе. Результатом трансформации и содержанием личностной зрелости является ответственная построение человеком собственной концепции жизни в соответствии с общими моральными принципами и личной миссией.

Страницы: 1 2

Комметирование закрыто.