Педагогическая эргономика как отрасль педагогической науки
влияние, место, понятия, степень, сущность
С целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. А. Крылова, Г. М. Зараковського , К. Маррела, В. Синглтон и др., сделан вывод, что эргономика относится к той же группе наук, что и инженерная психология и психология труда. Она в значительной степени использует схожие с ними методы исследования. Однако принципиальное отличие эргономики заключается в том, что Ее интересует прежде всего функциональная структура системы «человек — машина — среда», которая определяет положение и роль человека в системе, внутренние связи системы, взаимодействие со средой. Цель эргономики — изучить возможности и особенности человека в процессе трудовой деятельности в определенной рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, способствующих производительной, надежной, безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности.
Проведенный анализ дает основания сделать вывод о статусе эргономики. Оперируя результатами, получаемыми в других науках, эргономика трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства.
Конкретизация предмета эргономических исследований обусловило разветвления этой науки на отдельные разделы: производственную эргономику, авиационную, космическую, медицинскую, педагогическую эргономику и т.д.
Анализ литературных источников показал, что в педагогической теории и практике уже есть определенные наработки в области педагогической эргономики (В. П. Нестеренко, В. Н. Наумчик, К. Маррел), но они имеют фрагментарный характер и не связаны между собой. Эти исследования не охватывают проблему педагогической эргономики достаточно полно и системно, тем самым не создают объективной картины основ педагогической эргономики как одного из новых направлений в педагогике. Мы считаем, что становление педагогической эргономики следует понимать не как попытку замены функций педагогики и психологии, а как естественный процесс возникновения нового направления в педагогической науке.
Доказано, что сущность ПЭ составляет обеспечения функционирования систем.
Особенность методологии данного комплексного исследования ПЭ состоит в том, что она вбирает и широко использует комплексы различных методов: психологических, педагогических, социальных, математических, статистических, эргономических и др.
Анализ результатов исследований позволяет сформулировать базовое определение понятия системы «преподаватель — студент — учебная среда», которое создает объектную отрасль педагогической эргономики. Под педагогической эргономикой (ПЭ) мы понимаем направление в современной школе, который занимается комплексным изучением и проектированием педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента в системе «преподаватель — студент — учебная среда» с целью обеспечения ее эффективности. Преподаватель и студент рассматриваются как носители деятельности, а учебная среда имеет интегральную функцию. Таким образом, важнейшим признаком ПЭ является неразрывность человеческого фактора и факторов учебной среды, а выявление особенностей этого синтеза определяет сущность ПЭ как отрасли педагогической науки.