Rushguide .RU

 

Эргономичный анализ учебного процесса

, , , ,

Эргономичный анализ учебного процессаЭргономичный анализ учебного процесса в современной высшей школе показал, что изучение деятельности преподавателей и студентов, а также учебной среды, как единой функциональной системы с целью ее оптимизации является рациональным и эффективным. Несмотря на то, что элементы системы ПЭ рассматриваются в единстве и взаимодействии, это не исключает, а предполагает изучение ее составляющих компонентов по отдельности для выявления их содержания, функциональных связей.

Структура педагогической деятельности охватывает пять основных видов деятельности: педагогическую, научную, квалификационную, общественную и нерегламентирован. Конечно, в реальной жизни эти виды представляют собой единое целое, поэтому равномерность в овладении и целостном сочетании разных видов деятельности — одна из важнейших условий продуктивного творчества преподавателей (С. И. Архангельский). Однако в целях научного анализа они рассматривались автономно.

Мы согласны с выводами М. М. Молдованова относительно путей усовершенствования организации преподавательской деятельности, которые считаем задачами ПЭ: нормирование труда; четкая регламентация структуры педагогической деятельности; распределение и кооперация труда; укрепление материально-технической базы кафедр; улучшение информационного обслуживания преподавателей; создание благоприятных условий для разностороннего повышения квалификации преподавателей; создание резерва преподавателей на кафедре. Системное решение названных проблем ведет к интенсификации учебного процесса, создает предпосылки для оздоровления труда преподавателей.



Доказано, что в деятельности преподавателя как элемента системы ПЭ важнейшими является решение следующих задач:
развитие у студентов интереса к учебе, потребности в знаниях;
внедрение обучения, развивающий;
внедрение воспитательного обучения;
формирование у студентов умений и навыков учебного труда;
планирование и проектирование учебного занятия и практическое решение их;
поддержка активной работоспособности студентов в течение занятия;
анализ и самооценка преподавателем своей работы на занятии.

Перед ПЭ стоит существенное задачи (Д. П. Чупрунов) — разработка норм преподавательского труда. Параметрами трудовых норм и нормативов являются нормы времени, связанные с выполнением функциональных обязанностей работниками профессорско-преподавательского, учебно-воспитательного и административно-хозяйственного состава; нормативы количества студентов на одного преподавателя; нормативы численности тех или иных работников по категориям; нормы и нормативы загруженности и занятости работников в учебном процессе и в структуре других видов деятельности.

Анализ структуры деятельности студентов — вторая не менее важная проблема ПЭ. Ключевой вопрос в этом плане — усовершенствования структуры их деятельности, которая, учитывая ее цели и задачи, состоит из многочисленных элементов, которые имеют определенную форму и содержание, функционируют в определенное время и направлены на получение, обработку, осмысление и хранения определенной информации.

В педагогической литературе есть немало публикаций, в которых с помощью социологических методов исследования получены различные функциональные схемы деятельности студентов (Ю. И. Леонавичус, И. А. Игошева и др.). Разработанная в литературе структурно-функциональная схема работы студентов базируется на четырех основных видах деятельности: учебной, аутогогичний, общественной, нерегламентирован. В основу предлагаемой схемы вошли четыре предпосылки: место, время, форма, методы и способы проверки результатов деятельности.

Такой подход позволил конкретизировать содержание элементов системы, более четко исследовать функциональные связи в системе, без чего невозможно рассматривать обучения и воспитания как целостный процесс.
Доказано, что, с эргономической точки зрения в подходе к структуре общечеловеческой деятельности, деятельность студента характеризуется следующими показателями:

1) антропометрическим и биомеханическими (соответствие предметов труда и учебного оборудования размерам, форме, весу тела, силе и направлению движений);

2) кинетическим (соответствие поз и движений скоростным, энергетическим, зрительным и другим возможностям человека);

3) эстетическими (оформление рабочих мест и предметов труда в соответствии с эстетическими потребностями человека).

В литературе обоснованно, что с позиций ПЭ интегральная характеристика нормирования студенческой деятельности выражается через показатели ее производительности, качества ее результатов, энергозатрат для осуществления этой работы и психофизиологического состояния организма после выполнения определенной работы. Оптимальным для студента как элемента системы ПЭ мы считаем такое состояние, который наилучшим образом обеспечивает обработку информации в течение заданного отрезка времени при обязательном выполнении следующих условий: осуществление работы не вызывает скрытых форм усталости, способных к аккумуляции; все нежелательные функциональные сдвиги состояния, которые возникают вследствие осуществляемой деятельности, вполне устраняются при регламентированных перерывов; задана деятельность не вызывает у ее субъекта негативного отношения к ней. Такие базовые условия ПЭ были заложены нами в основу комплексного формирующего эксперимента в процессе исследования теоретической модели ергономизации процесса обучения в высшей школе.

Страницы: 1 2 3

Комметирование закрыто.