Саморегуляция человека
мышление, силы, субъект, умение, человек
Следовательно, деятельность состоит из ряда действий относительно завершенных элементов деятельности, направленных на достижение промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть как внешними, выполняемых с помощью двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемых в уме. Под целью понимают образ конечного результата деятельности. Многие действия человека со временем становятся автоматическими, они называются звич-ками. Привычки бывают полезными (аккуратность, организованность) и вредными (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Если человек умеет управлять привычками, он может управлять своим поведением. Избавление от вредных привычек требует от человека определенных волевых усилий и выполнения ряда правил:
1. Сформулировать для себя твердое и бесповоротное решение — действовать в намеченных направлениях. Принятое решение сформулирует в головном мозге необходимый энергетический центр, который будет обеспечивать последующую деятельность по реализации решения.
2. Избегать условий, в которых проявляются старые привычки. Создать благоприятные условия для формирования новых, позитивных, привычек.
3. Не отступать от соблюдения новых навыков, пока они не закрепятся. Постоянная тренировка является самым главным условием для формирования новых привычек.
Каждая практическая деятельность человека имеет свои мотивы. Механизм управления мотивацией создается тогда, когда формируется сама личность с ее содержанием жизни. Без этого мотивы иметь неустойчивый, ситуационный, характер и поведение человека характеризоваться импульсивностью, непредвиденность и непоследовательностью.
Полезно усвоить некоторые принципы отношения к жизни, которые благоприятно влияют на мотивационную саморегуляцию. К ним относятся: I) умение отличить главное от второстепенного, 2) сохранение внутреннего спокойствия в различных ситуациях, 3) эмоциональная зрелость и устойчивость, 4) знание средств влияния на события, 5) умение подходить к проблеме с разных точек зрения, 6) готовность к любым неожиданным событиям, 7) восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, которую хотелось бы видеть, 8) стремление искать новые, содержательнее мотивы жизнедеятельности, 9) развитие наблюдательности, 10) умение видеть перспективу жизненных событий, 11 ) попытка понять других, 12) умение выбирать положительный опыт из событий, которые произошли.
Приведенные принципы отношения к жизни могут помочь человеку в сложных жизненных ситуациях. При достаточном развитии сознания человек из объекта внешних воздействий превращается в субъект управления своим поведением. Активность личности, которая направлена на усовершенствование своих физических, моральных, трудовых, эстетических и других качеств, называется самовоспитанием. Это свободная направлена деятельность человека, проявление ее самореализации, самовыражения, причем происходит она не принудительно, а по собственному сознательным выбором. Самовоспитание собой систему действий, которые обусловлены социальными и индивидуальными ориентирами, интересами, целью, условиями жизни человека. Иными словами, самовоспитания является самоуправления лица, с намерением изменить себя. Оно будет эффективным, когда будут определены его задачи. Чтобы определить задачи самовоспитания, необходимо иметь четкое представление о себе, то есть обладать самоанализом. Способность анализировать и изучать черты своей личности необходимо умение наблюдать за своими переживаниями, сконцентрироваться на себе и на причинах, вызывающих различные психические состояния, конкретные действия, радость, тревогу или страх. Однако нередко люди приписывают себе несуществующие качества, защищаясь от внутреннего конфликта между своим «я» и самооценкой.
Поэтому при определении задач самовоспитания важно ориентироваться не только на то, каким себя считает субъект, но и на том, каким видят его другие люди. Мнения других людей помогут личности изменить искаженное представление о себе, а затем составить программу самовоспитания, принимая решение, какие из личных качеств требуют развития, а какие нужно изменить. Успех самовоспитания зависит от того, насколько человек владеет методами самовоспитания. Под этим понимают методы и подходы, которыми пользуется человек, чтобы действовать на свое сознание, чувства, волю с целью реализации программы самовоспитания. Основными методами являются самопознание, самооценка, самоубеждения, самопоривняння, самозобовьязання, самоуправление, самопримушування, самовнушение, самоотчет, самоконтроль, самопокарання и др.
Самопознание — это изучение психических свойств, процессов и состояний своей личности, в том числе ее направленности (цель, мотивы, интересы, идеалы, убеждения), характера, темперамента, способностей, познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, представления , мышление), волевых эмоциональных процессов, а также психофизиологического состояния организма и личных качеств.