Учебная задача
знание, обстоятельство, содержание, точка, форма
Согласно В.А. Якунину, учебные знания существуют трех формах:
— В форме учебной дисциплины;
— В виде учебного текста;
— В форме учебной задачи.
Адаптировано научного знания образует учебную дисциплину, включающий с одной стороны предметную область знаний, а с другой — знание закономерностей познавательной деятельности. Языковая форма выражения учебных знаний образует учебный текст. По видам кодов, знаков, с помощью которых фиксируются знания, учебные тексты подразделяются на письменные (алфавитные, формульный-математические, пиктографические), устные (разговорный язык) и технотронного (радия и звукозапись).
Учебная задача может быть определена и как некий этап учебно-познавательной деятельности, и как упрощенная, рафинированная форма реальных проблемных ситуаций, и как учебное текст или его часть, назначение которой — регуляция познавательной деятельности. В последнем определении решения учебной задачи означает понимание его текста.
Любое знания, в том числе и учебная, субъективное по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать «из головы в голову», подобно эстафетной палки, переданной из рук в руки. Знания могут быть усвоении только в процессе познавательной активности самого субъекта, именно своей субьетивнистю научные или учебные знания отличается от научной или учебной информации, которая представляет собой объективную форму знаний, зафиксированную в разных текстах.
Процесс учебного познания состоит из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта. который связан с выделением этого объекта и определением его существенных свойств. Этап восприятия меняет этап осмысления, на котором происходит определение наиболее существенных вне-и внутрисубьекгивних связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.
Затем процесс запоминания переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятных существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выведения других новых знаний. Очень часто перечисленных этапы формирования знаний принимают как критерии оценки уровней их усвоения.
Так, например, И. Я. Конфедератов и В. П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, которые отвечают соответствующим этапами их усвоения: уровень различения или распознавания предмета, уровень его запоминания, уровень понимания и уровень применения. Похожие уровне усвоения знаний предлагаются и В. П. Беспалько: равные узнавання, воспроизведения, преобразования (трансформации) и переноса знаний.
Критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке школьниками и студентами качества усвоения знаний.
Касаясь вопроса об усвоении знаний, зафиксированных в научных и учебных текстах, важно отметить одно существенное обстоятельство. Один и тот же научный или учебный текст, как справедливо подчеркивает В.А. Якунин, может быть по-разному воспринят и понятен разными субъектами. В связи с этим в научном и практическом отношении особое значение приобретает проблема понимания в общем и проблема обеспечения однозначности понимания тех же устных или письменных, научных или учебных текстов разными людьми.