Rushguide .RU

 

Вопросы профессионального самоопределения

, , , ,

Вопросы профессионального самоопределенияВопросы профессионального самоопределения и самоактуализации возникает тогда, когда центральное место во взаимодействии «человек-профессия» принадлежит, бесспорно, самому человеку. В психолого-педагогической литературе проблема профессионального самоопределения тесно связана с проблемой активности молодого человека (в нашем случае выпускника школы) в условиях выбора будущей профессии. «Выбор профессии — это процесс принятия молодым человеком решения в отношении получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда...»

Выбор профессии может совпадать с профессиональным самоопределением, при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своих способностей, интересов, склонностей и стремлений. Если выпускник выбирает профессию случайно, например, по знакомству, по общественной моде на данную профессию и др., то выбор профессии не совпадает с профессиональным самоопределением.



Вопросы самоактуализации возникает, в основном, когда выпускник среднего специального и высшего учебного заведения занимается избранной им трудовой деятельностью.

Профессиональное самоопределение и самоактуализация выпускника школы это длительный процесс развития его отношение к будущей профессии и к самому себе как к потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В данном случае выпускник школы занимает активную позицию: он сам выбирает профессию и сам проходит период профессионального обучения, сам строит свою собственную профессиональную карьеру, посредством реализации собственного интеллектуального и личностного потенциала. Особенность процесса профессионального самоопределения и самоактуализации заключается в том, что этот процесс продолжается в течение всего профессионального и часто всего жизненного пути человека.

Профессиональное самоопределение выпускника школы требует от него поиска «своей профессии», которая бы соответствовала его склонностям и возможностям. Профессиональная самоактуализация включает в себя поиск «себя в профессии», профессионального имиджа, собственной профессиональной роли, образа Я, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив и достижения их, новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытия и утверждения своего творческого потенциала.

В процессе профессионального самоопределения выпускник школы занимается самоанализом, самопознанием и самооценки собственного таланта и ценностных ориентаций. Его действия направлены на понимание степени соответствия собственных особенностей требованиям профессии, которую он выбирает, на развитие собственных возможностей в процессе профессионального обучения и подготовки с целью достижения более полного соответствия самого себя по выбранной профессии.

Активное самоопределения состоит из самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, особенностей своего характера и темперамента), самооценки (сравнение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профессиональных требования по выбранной профессии), и саморазвитие (целенаправленное же формирования в себе свойств, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности.

Активное самоопределения молодого человека раскрывается в приоритете достижения поставленных целей, преобразовании условий социальной и профессиональной ситуации и их учета в отношении поставленных целей. В актуальной деятельности человека могут доминировать или условия ситуации, либо собственные цели, из чего можно сделать вывод о степени ее активности в процессе самоопределения. О пассивности личности свидетельствуют зависимость человека от обстоятельств, ситуации и целей других людей. Молодой человек, который способен преодолеть неблагоприятные обстоятельства на пути воплощения собственных намерений, характеризуется высоким уровнем активности в процессе профессионального самоопределения.

Комметирование закрыто.