Педагогическая деятельность и культура педагогичного общения
Особенности личности педагога, в частности его нравственная культура как единство нравственного сознания и поведения, сказываются на выборе им тех или иных операционных средств коммуникативной деятельности. Например, применение принуждения в условиях императивного характера педагогического общения или убеждения как влияния педагога на личность ребенка в атмосфере соучастия, сотрудничества между учителем и учеником зависит от психологической и моральной готовности педагога к определенному стилю взаимодействия: манипулятивного — в первом случае и демократических во втором.
Следовательно, культура общения учите-ля как социально обусловленный показатель личного умения общаться с учениками для достижения целей педагогической деятельности — понятие моральное. Его нельзя сводить лишь к техно-логии общения, сама опосредуется личностными характеристиками педагога.