Педагогическая деятельность и культура педагогичного общения
Особенности личности педагога, в частности его нравственная культура как единство нравственного сознания и поведения, сказываются на выборе им тех или иных операционных средств коммуникативной деятельности. Например, применение принуждения в условиях императивного характера педагогического общения или убеждения как влияния педагога на личность ребенка в атмосфере соучастия, сотрудничества между учителем и учеником зависит от психологической и моральной готовности педагога к определенному стилю взаимодействия: манипулятивного — в первом случае и демократических во втором.
Следовательно, культура общения учите-ля как социально обусловленный показатель личного умения общаться с учениками для достижения целей педагогической деятельности — понятие моральное. Его нельзя сводить лишь к техно-логии общения, сама опосредуется личностными характеристиками педагога.
Профессиональные наклонности молодого человека как потребность в определенной деятельности начинают формироваться еще в школе. Поэтому в средних учебных заведениях должна проводиться профориентационная работа, которая в существенной мере определит общее содержание профессиональной направленности студентов.
Деятельность студентов является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, особенности прохождения психических процессов, выявлению мотивации, состояния личности и коллектива, по осуществлению управления и руководства. Выявление психологического содержания и структуры студенческой деятельности — одна из главных задач психологии высшей школы.
Педагогическая направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте общей психологической проблемы — направленности личности. Направленность личности определяют по-разному. С. Л. Рубинштейн размах ее как некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. [9]. А. Н. Леонтьев, развивая идеи С. Л. Рубинштейн, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархических мотивов как главных спонукачив деятельности. [5]. Л. И. Божович и ее коллеги направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности.