Rushguide .RU

 

Педагогическая направленность и мотивация

, , , ,

Педагогическая направленность и мотивацияПедагогическая направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте общей психологической проблемы — направленности личности. Направленность личности определяют по-разному. С. Л. Рубинштейн размах ее как некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. [9]. А. Н. Леонтьев, развивая идеи С. Л. Рубинштейн, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархических мотивов как главных спонукачив деятельности. [5]. Л. И. Божович и ее коллеги направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности.

Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Направленность на профессиональную деятельность проявляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием.



Профессиональная направленность проявляется в сферах различных профессий в зависимости от особенностей профессии имеет соответствующие характеристики. Е. А. Климовым разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схемы объектом педагогической профессии является человек, а предметом — деятельность ее развития, воспитания, обучения. [6, с. 32 - 36].

Взяв за основу профессиональные мотивы (с ориентацией на содержание учебного предмета, общения и совершенствования), а также рефлексию учителя на мотивацию процесса и результата своей работы И. В. Фастовець выделяет следующие типы педагогической направленности:
1) деловая направленность — мотивы раскрытия содержания учебного предмета;

2) гуманистическая направленность — мотивы общения;

3) индивидуалистическая направленность — мотивы совершенствования. Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и другие) направленность личности рассматривают как стремление личности к самоактуализации. Стремление учителя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности является показателем педагогической направленности. Направленность — интегральная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление учителя к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. Она в значительной степени становится мотивацией усовершенствованию наиболее «эффективных учителей». Но речь в данном случае идет о самоактуализацию истинную, которая включает в свое определение содействие самоактуализации учеников, а не только «самоствореня своего» феноменального мира ".

Профессиональная направленность — это профессионально-значимая черта, которая занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типологическое своеобразие. В более широком смысле (в плане интегральной характеристики труда) — это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих педагога к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Иерархическая структура педагогической направленности учителя (а значит и мотивации профессионального самоопределения) может быть представлена следующим образом:
1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, связана с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета). [6, с. 38 - 41].

Комметирование закрыто.