Rushguide .RU

 

Кризис индентичности и особенности ее проявления в студенческом возрасте

, , , ,

Кризис индентичности и особенности ее проявления в студенческом возрастеКризисным моментом студенческого возраста, по мнению К. Юнга, является столкновение юношу с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано с очень большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — это не только счастье и удовольствие, начинается распад ее детской веры и оптимизма. Но нередко юноши довольно долго продолжают цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет само собой и в соответствии с желаниями.

Несколько иные акценты в рассмотрении кризисных точек развития молодого человека делает Б. Ливехуд. Поскольку студент уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в нем участвует, для него особенно остро стоят вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу? »- Вот важнейшие вопросы, которые решаются в этом возрасте. В период студенчества нужно научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои ошибки, если только готов учиться на них. Если же человек не ставила перед собой главных вопросов в студенческие годы и не нашла на них ответов, то она подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и ее самооценка основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру.



Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленькими, уйти от проблем, свалить их на плечи другого человека. Страх взросления может вызвать психосоматические проявления, когда молодые люди просто «надевают» поведенческие маски взрослости. Нередко страхи и волнения также концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни.

Итак, центральным новообразованием студенческого возраста является личностное самоопределение, что возникает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Причем самоопределения юношей и девушек означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию на определение своего места во взрослом мире. Понятие «самоопределение», которое используется в отечественной психологии, подобное понятие «идентичность», разработанного американским ученым Э. Эриксону.

Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих ны к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения [6].

Идентичность — условие психического здоровья, и если она не сформируется, то человек не найдет себя, своего места в обществе, будет чувствовать себя «потерянной».

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Она образует единую систему координат для организованных и интегрированных форм поведения в различных сферах жизни человека, согласовывает личные склонности и таланты с ранее предлагаемыми родителями, сверстниками и обществом идентификация. Помогая человеку определить свое место в обществе, личностная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений — сравнений себя с ровесниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем, потенциальному ближайшем и отдаленном будущем.

Внутреннее чувство идентичности (Эго-идентичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека. Формирование его является, по утверждению Э. Эриксона, главной задачей и важнейшей проблемой юности. С этим и связана свойственна студенческому возрасту кризис идентичности — особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности.

Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях — временном и ситуативно-ролевом. Во временном измерении идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего. В ситуационно-ролевом измерении идентичность составляет центральное образование, которое удерживает в единстве много ситуаций и, соответственно, ролей, в которые вступает человек. Результатом кризиса идентичности в юности является приобретение взрослой идентичности. Такой человек оказывается самототожною, она остается самой собой независимо от ситуации, она адекватна ситуации, не теряя при этом своей личности.

Согласно Э. Эриксона, для кризиса идентичности нормальным и, более того, необходимым является период так называемой спутанности идентичности, то есть потери ориентиров в самом себе. Тем более что молодые люди часто находятся в состоянии неустойчивого идентичности, которая находится в процессе формирования. Поэтому они так часто испытывают сомнения в своей тождественности самому себе.

Следовательно, формирование идентичности является длительным и сложным процессом. Оно зависит от принятия индивидом собственных решений, а также от взятия на себя обязательств относительно совершенного выбора, системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Кризис идентичности иногда требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку человек, взрослея, не может дальше довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.

Проблема идентичности исследовалась многими авторами. Наиболее известные работы канадского психолога Ж. Марша, который установил четыре типовых вариантов формирования идентичности:

1. Неопределенную, еще не сформировавшуюся, «диффузную» идентичность.

2. Заранее обусловлен, «обречен вариант развития».

3. Проба ролей или «мораторий» в попытке выработать идентичность.

4. Реализована или «зрелая идентичность».

Диффузия. Молодые люди, которые не определили направление своей жизни, не имеют возможности соответствии двигаться, находятся в состоянии диффузии — неопределенности, которая их особенно не волнует. Они не прошли через испытания, связанные с самоопределением, не пережили кризиса, не избрали для себя профессиональной роли или морального кодекса и даже избегают мыслей об этом. Диффузная идентичность связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошения. Диффузная идентичность может проявляться в открытом неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения, в неуважении ко всему отечественного и переоценке иностранного, в стремлении стать «ничем» (если это единственный способ самоутверждения, оставшийся).

Обусловленность. При таком варианте формирования идентичности юноши берут на себя определенные обязательства, не преодолевая этапа принятия самостоятельных решений. Их выбор профессии, религии или идеологии заранее определен их родителями или учителями, а не является результатом самостоятельных поисков. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым пришлось очень рано взять на себя преждевременной взрослость, сделав это под чужим влиянием. Это расценивается как неблагоприятный фактор для формирования личностной зрелости.

Страницы: 1 2 3 4

Комметирование закрыто.