Rushguide .RU

 

Философия, круг ее проблем, роль в жизни общества и человека

, , , ,

Философия, круг ее проблем, роль в жизни общества и человекаЧеловек и мир — две стороны существования действительности. Основные способы освоения человеком мира: познавательный, практический, духовно-практический. Сущность и структура мировоззрения. Обыденный и теоретический уровни мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный.

Философия как мировоззрение и знания. Философия и философствование. Специфика философского освоения действительности. Природа и специфика философских категорий. Плюралистический характер философии, круг ее проблем. Исторические формы постановки и решения основного философского вопроса. Материализм, идеализм, дуализм. Гностицизм и агностицизм. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Законы диалектики. Структура философского знания (история философии, онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия и др.). Логика, этика, эстетика как философские формы знания. Основные исторические этапы развития философии. Классическая и неклассическая философия.



Связь философии с наукой, моралью, искусством. Ее место и роль в жизни общества и человека. Основные функции философии. Влияние на формирование мировоззренческой, методологической и профессиональной культуры студентов.

Античная философия

Отличие западного и восточного способов философствования. Предпосылки возникновения и специфика функционирования античной философии. Ее основные этапы — досократическом, классический, эллинистический, римский.

Проблема поиска першоначал бытия мира и космоцентризме досократическом философии (Милетская школа, пифагорейцы, елеаты, атомисты). Софисты. Философские взгляды Сократа. Изменение предмета философствования. Классическая античная философия. Объективный идеализм Платона. Его гносеология и учение о государстве. Философская система Аристотеля. Учение о материи и форме. Исследование категорий. Становление античной диалектики. Эллинистическая философия (Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм). Римская философия (неоплатонизм).

Место античной философии в историко-философском процессе и культурному наследию человечества.

Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения

Изменение парадигмы философствования при переходе от Античности до Средневековья. Христианство как мировоззренческая основа средневековой философии. Основные этапы ее развития.

Патристика (восточный и западный варианты). Августин — классик западной патристики. Обоснование теоцентризму. Учение о Боге, природу и человека. Соотношение души и тела, веры и разума. Концепция исторического процесса и времени.

Средневековая схоластика. Эволюция содержания термина «схоластика». Основные проблемы этого периода средневековой философии. Природа и сущность проблемы универсалий, пути ее решения (реализм и номинализм. Философские и религиозные взгляды И. Эриугена, А. Кентерберийского, Росцелина, П. Абеляра, В. Оккама. Место и роль в систематизации схоластики и развития средневековой философии Ф. Аквинского.

Возрождение как социокультурное явление. Антропоцентризм, пантеизм и гуманизм — основные черты философии эпохи Возрождения. Учение М. Кузанского. Естественнонаучные ориентиры философской мысли эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Формирование и развитие социальной философии (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

Философия Нового времени

Изменение социально-экономических условий бытия общества в Новое время. Возрастание роли естествознания, его влияние на философию. Научная революция XVII в. И. Ньютон. Натуралистический и механистический характер философии Нового времени.

Проблема метода познания — центральная проблема этой философии. Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, концепция науки, учение о идолы разума, обоснование эмпирику-индуктивного метода познания. Философия Р. Декарта: понимание предмета познания, концепции сомнения и науки, учение о две субстанции, обоснование рационалистически-дедуктивного метода познания.

Дуализм методологических основ философии Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как направления в гносеологии. Механицизмом Т. Гоббс. Основные идеи произведения «Левиафан». Сенсуализм Д. Локка, учение о «первичные» и «вторичные» качества. Учение Б. Спинозы о субстанции. Монадология Г. Лейбниц. Философия Б. Паскаля как опыт синтеза науки и веры. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

Особенности идеологии и философии Просвещения. Проблема бытия общества, природы и человека в трудах французских мыслителей: Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Немецкое просвещение (Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гете).

Немецкая классическая философия

Понятие классической философии. Идейные истоки и социально-экономические условия формирования немецкой классической философии. Ее проблематика. Единство и противоречивость этой философии. Трактовка философии как науки. Немецкая классическая философия как квинтэссенция философского рационализма.

И. Кант — основоположник немецкой классической философии. Два периода творчества мыслителя. Сущность его «коперниканской переворота» в философии. Исследования познания как процесса: рассудок и разум, априорные формы познания, «вещь в себе», антиномии, роль категорий. Теоретическая и практическая философия. Социально-философские идеи. Учение о категорический императив.

Субъективный идеализм И. Фихте. Философия как «науковчення». Учение об абсолютном «Я», взаимосвязь субъекта и объекта, теории и практики, свободы и необходимости. Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Принцип «философии тождества». Философия природы и философия искусства.

Философская система Г. Гегеля. Основной принцип системы (тождество мышления и бытия) и общая структура. Теория диалектики. Противоречивость между методом и системой. Социально-философское учение.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика философии Г. Гегеля. Концепция сущности христианства. «Этика любви» как философия перестройки общества.

Теоретические источники, естественно-научные основания и социально-экономические условия возникновения марксизма и его философии. Единство материализма и диалектики, философской теории и практики. Отстаивание марксизмом статуса научности философии. Диалектический и исторический материализм как направления философии марксизма. Развитие марксистской философии В. И. Лениным.

Место классической философии в историко-философском процессе.

Неклассическая европейская философия

Понятие неклассической философии. Причины ее формирования. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Неклассический рационализм. Размежевание и борьба рационализма и иррационализма. Проблема нерационального (воля, чувство, интуиция, бессознательное), ее исследования с позиций рационализма. Плюрализм неклассической философии.

Сциентистского направление в философии. Возникновение и сущность позитивизма. Этапы развития позитивистской философии: «первый» позитивизм (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер), «второй» позитивизм — эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), его естественнонаучные истоки, «третий» позитивизм — неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап).

Антропологический направление в философии. Философия жизни. Абсолютизация иррационального в учении А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Философские взгляды Ф. Ницше (нигилизм, воля к власти, сверхчеловек). Учение В. Дильтея и А. Бергсона. Концепция философии истории О. Шпенглера. Философские аспекты учения З. Фрейда и неофрейдизма (Е. Фромм, К. -Г. Юнг). Философская антропология М. Шелера и А. Гелена. Экзистенциализм. Специфика проблематики, идейные истоки (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль). Философские концепции М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. -П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя. Экзистенциальная традиция в украинской философии.

Религиозное направление в философии (неотомизм, персонализм). Поиск новых подходов к трактовке классических проблем — бытие природы, общества, человека, Бога. Интерпретация взаимосвязи религии и науки.

Философская мысль в Украине

Мифоепична сознание праукраинского этноса (IX-XI века). Антеизм, кордоцентризм и экзистенциальная направленность украинской мировоззренческой ментальности. Диалогичность киеворусских мифоепичнои сознания и византийского христианства. Философский характер «Велесовой книги». Роль христианства в утверждении философских идей. Философская мысль киеворусских суток. Философия XIV-XVI века: ариография, украинский неоплатонизм, полемисты. Становление и функционирование профессиональной философии в Киево-Могилянской академии.

Страницы: 1 2 3 4

Комметирование закрыто.