Фантастические успехи
Фантастические успехи биологии конца ХХ — начале ХХ1 века, связанных с разнообразными воплощениями биотехнологии, вызвали к жизни целый спектр проблем, которые выходят далеко за пределы собственно науки и требуют философского осмысления. Особо следует отметить, что генная инженерия, трансплантология, клонирование не не только становятся в руках человека орудием решения многих проблем, но и создают новые пласты биологической реальности. Итак, розширююеться современное представление о живом. Поэтому возникает необходимость определения сущности живого в условиях многообразия научных практик познания существующих и создания новых форм живого. Вместе с тем, следует отметить, что агрессивное вмешательство современных технологий в создание биологического мира создает необходимость учета не только когнитивного измерения проблемы биологической реальности, но и наиболее сложного — трансцендентного. Проблема сущности жизни предстает как аксиологическая.
Человек и мир — две стороны существования действительности. Основные способы освоения человеком мира: познавательный, практический, духовно-практический. Сущность и структура мировоззрения. Обыденный и теоретический уровни мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный.
Духовные, моральные, гуманистические, этические ценности — это основа общества, его живет корни. В жизни общества ценности выступают социально-значимыми ориентирами деятельности субъектов, одним из факторов развертывания истории становления человечества. Именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и само существование ценностей отличает человека от животного. Ценности составляют фундамент культуры, и предметным полем формирования ценностей является культура. Эти категории неотъемлемы друг от друга. Культура определяется через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения членов данного социума. Культура является цементом здания общественной жизни, а ценности — средоточием духовной жизни общества.