Rushguide .RU

 

Записи на тему знания

Концепция профессионального стиля деятельности

, , , ,

Сегодняшнее состояние исследования стилевых феноменов находится на грани интеграции. Различается две стороны явлений: стили как индивидуально-своеобразные психологические системы отдельных людей и стиле как совокупность отличительных признаков деятельности (стили профессиональной деятельности). «Генезис последних таков: они возникают в процессе становления и развития профессии, фиксируются в ее продуктах, закрепляются в логике использованных средств труда, они являются результатом общественной практики и достижений выдающихся профессионалов, эти стили в дальнейшем существуют независимо от своих создателей. Они становятся своеобразными эталонами, нормативами для людей, которые овладевают данной деятельностью».

Таким образом, стилевой конструкт включает в себя минимум два вида стилей, которые Владимир Толочек (российский исследователь в сфере профессиональных стилей) называет объективирован стиле — существуют независимо до отдельного субъекта и отражающих объективные закономерности организации компонентов среды, являются устойчивыми и логически завершенными конструктами; индивидуальные стили — выполняют функцию структурирования и взаимосвязи индивидуальности человека со средой, отличаются индивидуальным своеобразием, вариативной изменчивость, иерархией уровней, разной степенью развития и адекватности, формируется спонтанно и направлено, сознательно и бессознательно.

Структурно — функциональная организация стиля является трехуровневой системе: субъективно удобные условия деятельности; структура; тип организации деятельности.

Психологический портрет зависимого

, , , ,

Что известно психологам о том, кого они признали зависимыми от Интернета? Некоторые из таких пользователей, как считается, имеют высокий уровень абстрактного мышления. Они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредованными контактами с другими, не подвержены конформного поведения, чувствуют себя «пионерами» на «незвиданий территории». Способность постоянно пополнять знания и осваивать новые виды деятельности — источник их самоуважения. Нередко они обнаруживают в себе неизвестный им ранее интеллектуальный потенциал, способности, дремлющие и новые интересы.
Интересные данные, но без авторства (анонимные), были представлены совсем недавно в Сети: ученые установили, что наибольшую склонность к Интернет-зависимости имеют те люди, которые страдали продолжительными депрессиями (54% от общего количества Интернет-зависимых), те, кто имел проблемы с алкоголем и наркотиками (52%). Кроме того среди Интернет-зависимых оказалось много таких, которые в реальной жизни часто испытывают состояние тревоги и никак не могут от него избавиться (34%).

В ходе работы с Интернетом некоторые отмечает возникновение чувства приближения к своей справждньои сущности, заявляет о неожиданных для самих себя направления личностного роста, о том, что Интернет способствует самоактуализации. Говорить о степени обоснованности таких заявлений трудно.
Кроме того зависимые подвержены гипертрофированные эмоциональных реакций на слова других людей — подобное накала эмоций не поощряется в более традиционных формах общения. Новые социальные связи они крайне ценят и поддерживают их путем систематического и продолжительного участия в групповых видах активности. Вспомним, что частая и длительная работа в Интернете — один из признаков, наиболее бросается в глаза, по которой неспециалисты чаще всего судят о возникновении зависимости от Интернета.

Эстетический вкус

, , , ,

Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус — это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.

В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?

Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.

Совсем другое дело — эстетический вкус. Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы — сферы общественной, социальной. Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

Социально-психологическая взаимодействие

, , , ,

Социально-психологическая взаимодействие как важные компоненты коммуникативной подготовки будущего педагога.

В процессе коммуникативной подготовки актуальным является вопрос о сформированности уровня мотивации студентов педагогических специальностей по овладению соответствующими навыками общения.

Создание оптимальных условий для социально-психологического взаимодействия и перцепции в педагогическом процессе выступает важным аспектом деятельности учителя. Обратимся к словарям: Перцепция социальная (лат. Perceptio — восприятие, socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (себя, других людей, групп, социальных общностей), представляющая возможность более надежно определить успешность и перспективы совместного и согласованного взаимодействия . Термин «П. с.» ввел американский психолог Дж. Бруннер.

На современном этапе психолого-педагогических наук с позиций личностно-деятельностного подхода готовность к профессиональной деятельности рассматривается в единстве ее мотивационно-волевой и операционной сфер.