Конфликт, его признаки, функции, структура и динамика
место, мнение, процесс, ситуация, функция
История развития человечества с древнейших времен до наших дней показывает, что конфликты всегда были и будут.
Над природой конфликтов уже задумывались давньогецьки философы. Анаксгтандр (бл.610-547 г.г. до н.э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «Апейрон» единого материального начала, что приводит к выделению из него противоположностей, а это означает, что оно конфликтное.
Античный философ Гераклит (ок. 530-470 гг до н.э.) считал, что в мире все рождается через вражду и раздор, что единственный закон, который господствует в космосе, — это война — отец и царь всего. Это первая попытка дать положительную трактовку борьбы в процессе общественного развития через проблемность и конфликтность.
В средние века Фома Аквинский (1225—1274) выдвинул мнение, что войны допустимы в жизни общества, т.е. конфликты являются объективной реальностью.
Георг Гегель (1770—1831) писал, что основная причина конфликтов коренится в социальной поляризации — между накопленным богатством, с одной стороны, и вынужденным работать народом — с другой.
Чарльз Дарвин (1809—1902) предложил теорию эволюции, основные идеи которой изложил в труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь». Развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, то есть постоянного конфликта, считал он.
Уильям Самнер (1840—1910) — американский социальный дарвинист, основным социальным конфликтом в обществе считал «конфликт интересов». Он, опираясь на большой историко-этнографический материал, положил начало системному изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Немецкий социолог Георг Зиммель (1858—1918) считается первым, кто ввел в научный обиход термин «социология конфликта». Он предложил заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких отношений устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и другие, особое место занимает конфликт — не только норма, но и исключительно важна форма жизни. Конфликт способствует социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований, изменяет их принципы и нормы организации.
В 60-х годах ХХ в.
Были опубликованы работы американского психолога Эрика Берна (1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма (Г. Мида) создал теорию трансактный анализа. Согласно Э. Берном, структура личности объединяет в себе три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, стремлений и переживаний), «родственник» (влечение к стереотипов, запретов, поучения) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В процессе взаимодействия людей осуществляется трансакция. Если реализуется незаурядная трансакция, наблюдаются бесконфликтные отношения. Если возникает средняя транзакция, процесс общения нарушается и может возникнуть конфликт.
Другой американский ученый М. Амстути развил идею «полезности» и «негативности» конфликтов.
Конфликты полезны потому, что:
— могут предупредить более серьезные проблемы, которые делают разрядку в коллективе, позволяют избежать большого насилия, создают возможность решать проблемы цивилизованным путем;
— стимулируют творчество и инициативу;
— объясняют позиции и интересы его участников и т.д.
Конфликты вредны, поскольку нередко ведут к беспорядка нестабильности, насилия, замедляют и усложняют принятия решения и т.п. В конце XX в. восприятие конфликтологии как науки и практики полностью сформировалось.
Современным управленцам и специалистам различного профиля необходимы знания в области конфликтологии управления и профилактики конфликтов, поэтому и важно в наше время изучать основы конфликтологии. Проблемы конфликтологии, конфликтных ситуаций всегда интересовали ученых, политиков, практиков, народ.
Для понимания сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения.
Основные признаки конфликта:
1. Наличие двух или более участников с противоречивыми интересами;
2. Каждый участник имеет аргументацию и средства защиты своих интересов;
3. Каждый участник конфликта трансформирует свое состояние в зависимости от ситуации, которая сложилась и на которую осуществляет влияние противник.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние соперничества между ними.
Функции конфликтов в обществе изучались всегда. Сейчас их исследуют ученые-теоретики, практики-конфликтолога и медиаторы, ибо жизнь динамичное и разнообразное.
Л. КОЗЕРО (США) в 1956 г. издал книгу «Функции социальных конфликтов» каждый его анализ до сих пор остается классическим образцом описания именно функций конфликтов.
Конфликтолога пришли к выводу, что правомерно выделять две функции любого типа конфликтов: положительную (конструктивную) и негативную (деструктивную).
Конфликт — источник развития. Это самые позитивные его функция. Она набирает форму кризиса и стимулирует изменения в обществе.
Конфликт — сигнал к переменам. Осмысливая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «потребность» внутренних конфликтов для жизни: "Они сигнализируют об объективных противоречий жизненных отношений и позволяют решить их или же довести до реального столкновения, которое может закончиться пагубно для личностей ". Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях.
Конфликт — возможность сближения. Иногда бывают проблемные ситуации, которые могут сблизить людей. Социологи чикагской школы утверждали, что «конфликт — это возможность разговаривать откровенно», когда личности, пообщавшись, должны найти общий язык.