Rushguide .RU

 

Общая характеристика возрастных кризивов в возрасте человека

, , , ,

Общая характеристика возрастных кризивов в возрасте человекаПри переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризиса, во время которых происходит разрушение прежней форме отношений с окружающим миром и формирования новой системы взаимоотношений, которая сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.

Кризис (греч. Krisis — решение, перелом) — нормативный, нестабильный процесс, который возникает при переходе человека от одного возрастного периода к другому, связанный с качественными преобразованиями в социальных отношениях, деятельности, сознания и проявляется в целостных психических и личностных изменениях.

Кризис — это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с ее системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той части объективной действительности, которая противоречит ее предыдущему опыту.



Во время кризисных периодов человек осуществляет важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он на самом деле и кем хотела бы быть, что имеет и что хотела бы иметь. В эти периоды она начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни переоценивала, а другие — недооценивала. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у нее может появиться смутное ощущение, что с ней что-то не так. И только когда человек начинает понимать, что ей необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самой, только тогда она начинает строить новую жизнь на реальной основе.

По мнению Л. С. Выготского кризиса, либо критические периоды — это время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития [3]. Содержание кризиса — это распад социальной ситуации развития, которая сложилась, и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, за Выготским, можно назвать:

• наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

• нечеткость границ кризиса, то есть трудность определения моментов ее начала и окончания;

• конфликты с окружающими людьми;

• наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что создавалось на предварительной стадии».

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических периодов.

1. Признание критических периодов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух протинаправлених, но единых в своей основе преобразований: возникновение новообразования (преобразование структуры личности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальной ситуации развития). Это позиция Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

2. Признание необходимости качественных преобразований, которые заключаются в изменении ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена Д.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и другими.

В зарубежной, а последние годы — и в отечественной психологии многие авторы исходят из представления о нормативность, необходимость кризисов. В настоящее время такой подход является общепризнанным, хотя и идут дискуссии по поводу механизмов кризисов, их привязанности к конкретному возраста и событий и т.д.

Считается, что в норме критический период может стать актом развития, если в процессе его преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритический периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция.

В противоположность простому перехода, кризис можно понять как необходимый этап развития только в том случае, если считать ее моментом разрыва, исчезновения, преодоление старого и возникновения нового. Новое (отношение, деятельность, общность, общность) в процессе кризиса возникает «революционным», а не эволюционным путем.

Среди известных теорий кризисов возрастного развития наиболее распространенной является Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. По Эриксону, сутью каждого кризиса есть выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: его успешности или неуспешности. Из-за кризиса и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека.

Таким образом, кризис обозначает конфликт противоположных тенденций, возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Кризис не является чем-то деструктивным. Напротив, Эриксон употребляет слово «кризис» в контексте представлений о развитии, чтобы выделить «не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, и вследствие этого онтогенетически источник хорошей или плохой приспособляемости».

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный выход из которых определяет направленность дальнейшего развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комметирование закрыто.