Особенности направленности личности
желание, интерес, мир, организация, реализация
Несмотря на различие трактовок личности, существующие в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), смислоутворюючий мотив (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвилы). Она так или иначе оказывается в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующие деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
1) влечение — наиболее примитивная биологическая форма
направленности;
2) желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо
или вполне определенном;
3) стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
4) интерес — познавательная форма направленности на пред-цели;
5) при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью;
6) конкретизируя в образе или представлении предметная цель склонности является идеалом;
7) мировоззрение — система философских, эстетических, этических, природньонаукових и других взглядов на окружающий мир;
8) убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Необходимо отметить, что потребность-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходной ее звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющееся в данной деятельности. Жизненная цель выступает как общий интегратор всех личных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение осознанная ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.
Для более удачной характеристики направления личности приведем пример опросника оценки душевной боли.
Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознает перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации является ярко выраженная умотивованисть достижения цели (удовлетворение потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, что в определенной степени деформирует целенаправленной поведение человека.
Ф.Е. Василкж, анализируя литературу, выделяет следующие виды фрустрационной поведения:
а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;
б) апатия;
в) агрессия и деструкция;
г) стереотипии — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
д) регрессия, что понимается «обращение к поведенческих моделей, которые доминировали в более ранние периоды жизни индивида».