Уровень развития социальной зрелости студента
влияние, воспитание, действия, знания, содержание
Уровень развития социальной зрелости студента нельзя рассматривать как пассивный объект, отражающий внешние воздействия. Любое развитие целостной личности испытывает влияние объективных и субъективных факторов. Психолого-педагогические исследования доказывают, что в развитии социальной зрелости влияния внешних факторов как положительных так и отрицательных, получают свою значимость не сами по себе, а в связи с собственной личностной позицией студента, его субъективным отношением к деятельности, а также практической реализацией этих отношений в его действиях и поступках.
Результатом внутреннего переопрацювання студентом внешних воздействий является развитие высшего уровня социальной зрелости его личности.
На основе теоретических обобщений и в результате экспериментальной работы В.В Радул было обосновано и названы следующие уровни формирования социальной зрелости личности студента а процессе профессионального обучения:
Первый уровень-формально-познавательный. Объясняется вхождением студента в учебно-воспитательный процесс учебного заведения, выполнением им обязанностей по обучению и ознакомление с основами будущей профессии. Этот уровень образуется при наличии у студента хотя бы одной из критериальных характеристик социальной зрелости личности-социальной активности, социального самоопределения и социальной ответственности.
Второй уровень-осознанно-продуктивный. Характеризуется осознанием студентом возложенной на него содержания приобретенной специальности, выработкой профессионально-прагматичного образа мышления, приложением знаний, направленных как на профессиональное, так и на личностное совершенствование.
Третий уровень-прагматически-реализован. Студенты, которые попадают к этому уровню, демонстрируют наличие самовыражения, творческой личностной реализации, осознают возможные пути следующего профессионального совершенствования.
На основе предыдущей классификации уровней формирования социальной зрелости личности студента и их характеристик, В. В. Радул предлагает следующий качественное содержание критериев социальной зрелости личности студентов:
Социальная активность:
— Формирование и развитие инициативы;
— Выявление настойчивости по достижению личностной значимой и социальнозначимые цели;
— Стремление к самореализации;
— Выработка желание быть полезным
Социальное самоопределение:
— Развитие мотивации и желание относительно овладения специальности;
— Умение применять полученные знания в различных видах деятельности;
— Способность реально оценивать свои возможности;
— Развитие желание относительно личностной реализации
Социальная ответственность:
— Воспитание способности относительно соблюдения норм поведения;
— Ответственность за выполняемые действия и поступки;
— Стремление в совершенстве овладеть знаниями;
— Развитие деловых качеств во взаимоотношениях с другими.