Возрастные особенности развития личности студента
время, мир, Отношения, продолжение, путь
Попробуем определить особенности и закономерности развития личности возрастного периода, приходится на годы учебы в вузе.
По Дж.Бирреном — одним из исследователей процесса старения человека
Ранняя зрелость длится от 17 до 25 лет
Зрелость 25 — 50 лет
Поздняя зрелость 50-75 лет
Старость 75 и более лет
По классификации Д. Б. Бромлей человеческая жизнь рассматривается как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности, взрослости и старения. Цикл взрослости состоит из четырех стадий:
Ранняя взрослость 21-25 лет
Средняя взрослость 25-40 лет
Поздняя взрослость 40-55 лет
Предпенсионный возраст 55-65 лет является переходным к старению.
Г. Крайг считает, что на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни и распределяет этот период на три стадии:
Ранняя взрослость 20 — 40 лет
Средняя взрослость 40 — 60 лет
Поздняя взрослость от 60 лет
По известной возрастной периодизации Э. Эриксона период взрослости включает три стадии: ранняя взрослость от 20 до 40 — 45 лет; средняя взрослость от 40-45 до 65 лет; поздняя взрослость более 60 лет.
Джеймс Марш (1966) развивая идеи Эриксона (уже не на клиническом материале), выделил четыре этапа развития идентичности, которые определяются степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. Неопределенная, размытая идентичность. Характеризуется тем, что индивид не выбрал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. Досрочная, преждевременная идентификация. Определенный путь развития избран, но выбор произошел не в результате свободного аутентичного выбора, а под влиянием мнений других, или под давлением обстоятельств.
3. Этап «моратория», когда индивид находится в процессе нормативной кризиса самоопределения, выбирая из многих вариантов развития тот, который считает своим.
4. Достигнута зрелая идентичность. Кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к процессу самореализации.
С точки зрения эпигенетической теории Э. Эриксона каждый последующий период развития основан на достижениях предыдущего. Развитие в период ранней взрослости зависит от решения проблем предыдущих периодов — овладение доверием и автономией, инициативой и трудолюбием. Главные проблемы, требующие своего разрешения в ранней взрослости, — это достижение идентичности в противоположность смешиванию ролей и близость в противоположность изоляции.
Достижение идентичности является центральной проблемой и для юношеского возраста. Впрочем, многие теоретики пишет Г. Крайг, в том числе и сам Э. Эриксон, считают, что вопрос идентичности актуальны в течение всего периода взрослости. В связи с поисками идентичности людям приходится определять и переопределить себя, свои приоритеты и свой город в социальном мире.
Противоречие между близостью и изоляцией — другая, наиболее характерна для ранней взрослости проблема. Близость требует установления тесных отношений с другим человеком, приносящих взаимное удовлетворение. Близость — это сочетание двух идентичностей, но без потери каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает вследствие невозможности или неспособности добиться взаимности, иногда в силу того, что идентичность настолько слаба, что возникает риск потерять себя при соединении с другим.
Неадекватная идентичность в возрасте ранней взрослости по Э. Эриксону характеризуется четырьмя главными признаками — линиями развития:
1) уход от психологической интимности и тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и изменений вообще;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределение и выбор отрицательных образцов для подражания.
Адекватная же идентичность характеризуется контактность, способностью «любить и работать».
В продолжение идей Эриксона было проведено углубленное исследование развития в период взрослости Левинсон. Был выделен период, названный «периодом начинаний», которая приходится на возраст от 17 до 33 лет. Это время, когда молодые американцы (во всех исследованиях подчеркивается ценность полученных результатов именно для той культуры, в пределах которых они проводились) решают конфликты юношеского периода, ищут себе место среди взрослых и связывают себя обязательствами, предусматривающие стабильный, предсказуемый ход дальнейшей жизни.