Ценности
общество, основа, способ, ценность, человечество
Духовные, моральные, гуманистические, этические ценности — это основа общества, его живет корни. В жизни общества ценности выступают социально-значимыми ориентирами деятельности субъектов, одним из факторов развертывания истории становления человечества. Именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и само существование ценностей отличает человека от животного. Ценности составляют фундамент культуры, и предметным полем формирования ценностей является культура. Эти категории неотъемлемы друг от друга. Культура определяется через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения членов данного социума. Культура является цементом здания общественной жизни, а ценности — средоточием духовной жизни общества.
Фундаментальной для теории ценностей является проблема природы, образа бытия ценностей, их способа функционирования в обществе. Кант считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, им свойственна значимость, они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Но тогда казалось проблематичным само существование ценностей, их императивный характер относительно поведения субъекта.
Риккерт протиставляв мир культуры как мир господства ценностей, миру природы, где царят законы. Законы свидетельствуют о том, что есть и должно неизбежно быть, ценностях — о том, что должно быть. Ценности составляют иной модус бытия, они принимают что-то, предписывают, требуют, призывают.
Лотце, Виндельбанд рассматривали ценности как нормы, образуют общий план и основу культуротворчои деятельности. За последние десятилетия проблематика ценностей активно разрабатывалась в философии марксизма, диалектического материализма на основе принципа деятельности, социальной определенности поведения индивида.
Важное значение проблема формирования ценностей имеет для развития любого государства в условиях формирования ее государственности, в атмосфере разрушения прежних приоритетов в политике, экономике, особенно в духовной жизни нации.
Современные ценности — актуальная идеологическая, идейная проблема, проблема формирования мировоззрения, что выступает интегративной основой деятельности как отдельного индивида, так и любой малой или большой социальной группе, коллективу, нации, в конечном счете, всего человечества. Следует определить, что в своем общем ценности рассматриваются прежде всего как категория морали в самом широком ее понимании.
В юношеском возрасте ценности (гуманистические, моральные и др.), интересы, потребности, цели самоудосконалюють учебную деятельность, которая проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за рамки вузовской программы. Учебные действия перерастают в методы научного познания с элементами исследования. Ориентировочные и исполнительские учебные действия могут выполняться не только на репродуктивную, но еще и на продуктивном уровне.
Обучение в вузе базируется на формировании ценностной отношение студентов к учебе, где воспитательный процесс рассматривается в аксиологичний плоскости, как создание ценностей.