Общие принципы отношения к природе
правило, практика, природа, разрешение, ситуация
Общие принципы отношения к природе и правила справедливого разрешения конфликтных ситуаций.
Часть экологической этики, именуемая нормативной, предлагает некоторые общие екоетични правила и принципы отношения к природе. Наиболее досконально они разработаны американскими екофилософом Полем Тейлором (76) мы предлагаем добавить четвертый принцип — соблюдение прав природы. .
Они достаточно простые, понятные, удобные и могут с успехом применяться в нашей повседневной практике.
Эти принципы определяют, какие общие действия мы морально обязаны осуществить или воздержаться от их совершения.
"Если к данной ситуации можно применить несколько противоположных правил, — пишет Тейлор, — то мы сталкиваемся с конфликтом обязательств. Выполняя одно правило, мы ставим другие (...). Для того, чтобы решить, какую же действие мы должны сделать в данных обстоятельствах, нам нужно выяснить, какая из открытых для нас альтернатив имеет под собой самые веские моральные основания, то есть мы должны знать, какое из обязательств, в данном случае противоречащих друг другу, имеет более высокий приоритет по сравнению со всеми другими (...). Тот факт, что наше дело — не наносить ущерба животным или растениям в природных экосистемах, не означает, что, учитывая все условия, мы вообще никогда, ни при каких обстоятельствах, не должны делать подобного. Он лишь означает, что нарушать принципы и правила экологической этики мы можем при наличии веской моральной причины. Такая причина может вытекать из принципов приоритетности внутри системы экологической этики или из приоритета более высоких принципов, превосходящие экологическую этику "(76).
ПЯТЬ ЕКОЕТИЧНИХ ПРИНЦИПОВ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЫ
1. Принцип непричинение вреда или ущерба одной существу в окружающей среде или экосистеме.
Он-включает обязанность не убивать ни один организм, не уничтожать популяции живых видов, биотические группировки, экосистемы в целом, а также обязанность воздерживаться от любых действий, которые могут оказаться для них губительными. Самым тяжелым злом, по П. Тейлором, следует считать причинение вреда тому, кто (или что) вредит нам.
Данный принцип запрещает пагубные или разрушительные действия со стороны человека. Однако он не применяется к поведению животных или других живых существ, причиняющих вред другим живым существам. Канюк атаковал полевую мышь и убил ее. Ничего аморального не произошло. Канюк не нарушает никаких обязательств, поскольку не имеет никаких обязательств. Для сравнения рассмотрим другой случай. Охотник ловит сокола-сапсана, учит его охотиться, ловить и убивать диких птиц по его указанию. Здесь мы имеем человеческое поведение, направленное на управление и манипулирование живым организмом для собственного удовольствия — соколиной охоты, которая наносит вред другому дикому животному. Происходит зло, однако не соколом, хотя он делает убийство несмотря на то, что птицы, которых он убивает, является его естественной добычей. Зло отношении птиц делает охотник. Не действия сапсана нарушают данный принцип, а действия того, кто сначала поймал его, держал в неволе, учил, а теперь использует для развлечения.