Мотивы поступления в вуз современных студентов
анализ, выбор, представление, система, форм
3. студенты, которых, с одной стороны можно назвать «те, кто не определился», с другой — заваленными различными проблемами личного, бытового плана, на первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» — они не могут выбрать свой путь, для них образование и профессия не представляют такого интереса, как в первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целеустремленности не характерен.
Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным. Ценность образования, как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. [7, с. 204 - 207]
С появлением «коммерческого» набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты, которые не привыкли отказывать себе ни в чем, уверены в правильности своего профессионального выбора (62 — 77%), хорошо ознакомлены о специфике будущей профессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10 %, чем у «бюджетников»). Эти студенты, видя пример ом своих родителей-предпринимателей, без страха смотрят в будущее, которое имеет для них четко нарисованную профессиональную перспективу.
Существуют также качественные различия, в частности, результаты анализа статистических данных показывает, что у «коммерческих» студентов более ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9 — 18,5%), в связи с чем они выше, чем "бюджетные "студенты, оценивают значимость хорошего образования, профессиональной подготовки (30,5 — 40%), свободного владения иностранными языками (22 — 37%), духовно и культурно богатой жизни (36-44%).