Мотивы поступления в вуз современных студентов
анализ, выбор, представление, система, форм
«Каковы нынешние студенты по сравнению со студентами, которые учились несколько лет назад, на зарождении рыночных реформ?» 86% опрошенных преподавателей считают, что студенты изменились. Сформировались черты, которые позволяют им легче адаптироваться к жизненным трудностям в условиях рынка, которые делают их более конкурентоспособными : у них появилась предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания — необходимый товар), но кое-что и втратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в обучении), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.
Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в области обучения и познания:
1) первый тип личности отличается широким подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредотачиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку;
2) второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первый типа поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, в ширину, то в данном случае этот выход осуществляется глубину. Система духовных запросов студентов сужена рамками «около профессиональных интересов»;