Настройки ученика и установки профессионала
выбор, интерес, роль, студент, ценность
Годы учебы в вузе — важный этап в профессиональном становлении личности. В этот период начинается усвоение профессиональной роли. Первичная профессиональная адаптация. Будущий специалист в своем развитии проходит путь от начального интереса и общего позитивного отношения к профессии, к овладению профессиональными знаниями, осознания смысла и целей профессиональной деятельности, освоение профессиональной этики, формирование системы профессиональных ны — позиции профессионала, нахождение своей «профессиональной ниши», индивидуальной профессиональной роли. Все эти процессы продолжат развитие в реальной профессиональной деятельности, но начинаются и формируются они именно в ходе обучения в системе профессионального образования.
Вместе с тем, студент, как и школьник, по характеру своей основной деятельности прежде всего — ученик: его знания оценивают преподаватели, он должен освоить определенную учебную программу, он выполняет домашние задания и выдерживает экзамены.
Роль ученика — школьника подавляющим большинством студентов хорошо освоен. Будущая профессиональная роль для большинства студентов, особенно дневной формы обучения, является новой и незнакомой. В направлении на получение профессиональных знаний эти роли совпадают, но между ними есть существенное отличие в критериях оценки знаний и умений.
Школьник, усваивая знания, выполняя учебные задания, в значительной степени находится в плену установки на нахождение «правильного решения», «правильного ответа». Считается, что существует только один правильный ответ И только один источник оценки этого ответа, «последняя инстанция» — учитель. Это часто касается не только точных и естественных дисциплин, но и гуманитарных, и общественных. При такой учебной установке всегда возникает искушение «угадать и угодить» мнении учителя или общепринятые точке зрения. Во всяком случае, такая установка связана с психологической зависимостью от внешней оценки, опасением «не отвечать» ожиданием того, кто оценивает. Успех при такой учебной стратегии равна положительной оценке в зачетной книжке. Это — стратегия «профессионального ученика».
Но в реальной жизни, во многих видах человеческой деятельности не бывает однозначно «правильнои1» ответы. Профессионализм заключается в том, чтобы проанализировать все возможные варианты решений, взвесить все «Рrо» и «соntra», т.е., «цену» решения, и выбрать оптимальный вариант, исходя из имеющихся условий и целей деятельности. В исследовательской деятельности, на передних рубежах науки и практики, вообще нельзя ориентироваться на известные, ожидаемые решения. Для будущего профессионала важно понять разные точки зрения на исследуемую проблему, различные варианты аргументации, и если нужно дать собственный ответ, — опираться не на внешнюю оценку, а на внутренние критерии оценки, на самооценку. Условие высокого профессионализма: внутренние критерии оценки результатов деятельности должны быть более строгими, чем критерии внешней оценки. Успех при такой стратегии будет означать максимальное приближение реальных результатов деятельности к внутренним идеальных образцов.
Поэтому успешной адаптации студента как будущего профессионала можно считать тогда, когда его учебные установки сместились от однозначного решения проблемы до многоаспектного ее рассмотрения и многозначного решения. Критерий проверки знаний и решений — практическая деятельность, эффективность этой деятельности. Но и этот критерий не является абсолютным, поскольку существуют близкие и далекие перспективы, цели деятеля и среды, в которой он действует, ситуационные требования к результату деятельности и т.д.
Итак, установка профессионала — творчество и авторская ответственность. Критерии оценки результатов работы — научная, практическая и общественная ценность. Если студент так относится к своей учебной деятельности, то это — стратегия «профессионала, учится».
Еще одно отличие школьной и профессиональной диспозиции в обучении — отношение к учебной программы. Пассивное выполнения заданной программы сугубо в пределах, необходимых для удачной сдачи экзаменов, — не лучшая стратегия с точки зрения профессионализации.
Для профессионального становления более полезное выявления сферы углубленного интереса в диапазоне профессиональных знаний и самостоятельное планирование познавательной поведения в ответственности с потребностями, которые диктуются таким интересом.
Страницы: 1 2