Традиционное общение
институт, обучение, понятие, студент, учитель
Традиционное общение считалось базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной, эмоционально-оциньоючою и другой информацией. В конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века на грани социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое стало использоваться психологами и педагогами. Понятно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт обучения и воспитания людей. Всюду, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другой, как учитель с учениками или воспитатель с воспитанниками, там обязательно возникают проблемы педагогического общения. Однако понятие «педагогическое общение», «профессионально-педагогическое общение» стали предметом специальных научно-педагогических исследований сравнительно недавно — на грани 70-80-х годов ХХ века.
Одними из первых в исследовании педагогического общения начали изучаться процессы восприятия и понимания в системе «учитель — ученик» А. Бодалев, В. Куницын, С. Кондратьевым, В. Роздобудько и др. Важным источником интересных идей и методов исследования, фактов и материалов стали работы по проблемам педагогического такта Н. Страхова, И. Синицы и др. Началось изучение А. Леонтьевым, В.Кан-калико, Н. Кузьминой, А. Добровичем и другими закономерностей формирования у учителя коммуникативных навыков и умений. Существенное значение для теоретического и практического развития психологии педагогического общения имели научно-практические исследования и разработки в области педагогического мастерства Н. Тарасевич, И. Кривоноса, И. Зязюн, В. Моргуна и др. В 90-е годы ХХ в. вышли пособия для учителей и воспитателей В.Кан-калико, А. Добровича, В. Грехнева, С. Смелкова и др.