Rushguide .RU

 

Записи на тему студент

Традиционное общение

, , , ,

Традиционное общение считалось базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной, эмоционально-оциньоючою и другой информацией. В конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века на грани социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое стало использоваться психологами и педагогами. Понятно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт обучения и воспитания людей. Всюду, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другой, как учитель с учениками или воспитатель с воспитанниками, там обязательно возникают проблемы педагогического общения. Однако понятие «педагогическое общение», «профессионально-педагогическое общение» стали предметом специальных научно-педагогических исследований сравнительно недавно — на грани 70-80-х годов ХХ века.

Одними из первых в исследовании педагогического общения начали изучаться процессы восприятия и понимания в системе «учитель — ученик» А. Бодалев, В. Куницын, С. Кондратьевым, В. Роздобудько и др. Важным источником интересных идей и методов исследования, фактов и материалов стали работы по проблемам педагогического такта Н. Страхова, И. Синицы и др. Началось изучение А. Леонтьевым, В.Кан-калико, Н. Кузьминой, А. Добровичем и другими закономерностей формирования у учителя коммуникативных навыков и умений. Существенное значение для теоретического и практического развития психологии педагогического общения имели научно-практические исследования и разработки в области педагогического мастерства Н. Тарасевич, И. Кривоноса, И. Зязюн, В. Моргуна и др. В 90-е годы ХХ в. вышли пособия для учителей и воспитателей В.Кан-калико, А. Добровича, В. Грехнева, С. Смелкова и др.

Гендерно-перцептивные различия формирования первого впечатления у студенческой молодежи

, , , ,

В данном разделе мы приведем результаты опроса, проведенного среди студентов нескольких вузов, целью которого было выявление и изучение особенностей восприятия человека человеком.

Всем испытуемым предлагалась авторская методика, которая проводилась в два этапа. При первом опросе респондентам предлагалось охарактеризовать с помощью указанных признаков себя и представление об идеале мужчины и женщины. При втором опросе студентам предлагалось просмотреть видеосюжет и описать с помощью тех же характеристик человека, которого они увидели. Сначала демонстрировался первый сюжет, где героем был человек. Сюжет был построен таким образом, чтобы нивелировать личностную информацию о человеке, которая снималась. Она выполняла четыре действия, каждую течение одной минуты: писала за партой (реципиенты могли видеть верхнюю часть фигуры), ходила по аудитории, затем садилась на стул (исследуемые видели человека в полный рост), затем человек в течение минуты читала текст (из учебника по психологии , съемка велась таким образом, чтобы можно было увидеть и человека в полный рост и приближен лицо), в течение последней минуты человек рассказывал о погоде (в этом случае был свободный текст, поэтому могли проявляться определенные индивидуальные характеристики).

Механизм восприятия другого человека

, , , ,

Еще один специфический механизм восприятия другого человека, который актуализируется при построении первого впечатления у студентов, — внутригрупповой фаворитизм. Он проявляется в содействии «поведения, восприятии и оценочных суждениях членов собственной группы в противовес членам какой-то другой группы». А так как самый первый признак, по которому человек относит себя к определенной группе — это пол, то этот механизм при оценке субъекта общение играет действительно важную роль и влияет на результаты этого процесса.

В исследованиях В.С. Агеева и И.В. Солодовников оказались значительные различия функционирования этого механизма в зависимости от пола «оценщиков» и «объектов оценки». Мужские диады придерживались стратегии «справедливости» при сравнении друг с другом, но проявляли уступчивость при оценке работы женских Диад. Совсем иная картина наблюдалась в диаде, которые составляли женщины. Они также были бесстрастные при сравнении себя с другой женской диады, но проявляли максимальный показатель.

Настройки ученика и установки профессионала

, , , ,

Годы учебы в вузе — важный этап в профессиональном становлении личности. В этот период начинается усвоение профессиональной роли. Первичная профессиональная адаптация. Будущий специалист в своем развитии проходит путь от начального интереса и общего позитивного отношения к профессии, к овладению профессиональными знаниями, осознания смысла и целей профессиональной деятельности, освоение профессиональной этики, формирование системы профессиональных ны — позиции профессионала, нахождение своей «профессиональной ниши», индивидуальной профессиональной роли. Все эти процессы продолжат развитие в реальной профессиональной деятельности, но начинаются и формируются они именно в ходе обучения в системе профессионального образования.

Вместе с тем, студент, как и школьник, по характеру своей основной деятельности прежде всего — ученик: его знания оценивают преподаватели, он должен освоить определенную учебную программу, он выполняет домашние задания и выдерживает экзамены.

Роль ученика — школьника подавляющим большинством студентов хорошо освоен. Будущая профессиональная роль для большинства студентов, особенно дневной формы обучения, является новой и незнакомой. В направлении на получение профессиональных знаний эти роли совпадают, но между ними есть существенное отличие в критериях оценки знаний и умений.

12>